26*
ГЛЕБКО—ГЛ Я БО В
256
на Нижней Волге и др. Хорошее минеральное удобрение. Г. может служить для получения калия, кроме того употребляется как хорошая темнозеленая краска.
ГЛЕБ КО, Петр (р. 1905)—белорусский поэт, из крестьян; был членом лит. объединения «Узвышша>. Мотивы творчества Г.—соц. строи­тельство Сов. Белоруссии, гражданская вой­на и повстанчество во время белопольской ок­купации (поэма «Арлянка»), интимная лирика (цикл «Краса маладосьщ»), стихи, посвященные революционным годовщинам (сб. «Урачыстыя дш»—Торжественные дни), в т. п. В поэме «Ар­ка над ашянам», давая картину осушки полес­ских болот, Г. на этом фоне показывает вреди-;.ство. Творчеству Г. присущи известный ра­ционализм и нек-рое однообразие в смысле сти­хотворной композиции. В отдельных произве­дениях периода его пребывания в «Узвышше» проявляются националистич. тенденции, кото­рые он преодолевает в своей творческой рабо­те последних лет. Им за это время написан ряд поэм, стихов, очерков о социалистическом строительстве.
Основные сб. стихов: Шыпшына, Менск, 1927; Урачыстыя дш. Менск, 1930.
ГЛЕБОВ, Анатолий Глебович (р. 1899)—дра­матург. В своих пьесах Г. затрагивает темы пролетарской диктатуры («Власть»), нового от­ношения к труду и преодоления болезней роста соц. строительства («Рост»), классового харак­тера науки и международного значения : мунистического движения (•Золото и мозг»), коллективизации деревни («Вставай в ряды»). В пьесе «Инга» он рисует процесс пробуждения классового сознания советской женщины под влиянием новых общественных и семейных от­ношений. В последнее время Г. стремится к гыпему психологическому углублению обра­за, к выявлению идеи борьбы двух миров—за­гнивающего капитализма и строящегося социа­лизма («Утро», 1933). Пьеса Г. «Штурм высот» (трагедия в стихах) об Октябрьской революции рекомендована Всесоюзным конкурсом (1934) в постановке.                           ,                         к.,-ер.
ГЛЕБОВ, Игорь (псевд. Бориса Владимиро­вича Асафьева, р. 1884)—выдающийся му­зыковед и композитор, заслуженный деятель искусств. В своих историч. работах («Русская музыка». «Книга о Стравинском-", ряд моногра­фии и статей) Г. постепенно переходит от субъ­ективно-интуитивного метода к марксистско­му пониманию процессов историч. развития муз. искусства. Однако в области теоретич. му­зыковедения (основная раб^а: «Музыкальная форма как процесс», 1930) Г. не преодолены еще нек-рые элементы формализма. Из муз. ком­позиций Г. нужно отметить балет «Пламя Па­рижа» (1932) на сюжет из эпохи Французской революции.
ГЛЕДИ'ЧИЯ, Gleditschia—деревья из сем. бо­бовых с перистосложными листьями, имеющи­ми в пазухах огромные, иногда ветвящиеся шипы. Распространены преимущественно в суб-тропич. областях. На юге СССР разводится как декоративное дерево сев.-амер. G. triacanthos с крупными плоскими бобами. В Ленкоранском р-не дико растет G. caspica (шайтан-агач).
ГЛЕ'ЗЕР (Glaser), Эрнст (р. 1802)—соврем, нем. революционный писатель. Г.—предста­витель той части мелкобурж. интеллигенции, которая под влиянием кризиса капиталистич. об-ва, обострения социальных противоречий и успехов ком. движения постепенно приблп-
I жается к позициям революц. пролетариата. Г.
: выступил в 1928 с антиимпериалистич. рома­ном «Рожденные в 1902» (рус. пер., 1930), в к-ром дал яркое изображение Германии дово­енного и военного времени. Классовые проти­воречия в значительной степени подменены борьбой поколений. В романе «Мир» (рус. пер. в «Литературе мировой революции», 1932, >ё 4) прослеживается судьба мелкобурж. интелли­генции в годы пролет, спартаковского движе­ния и его поражения. Г. был членом Союза пролет, п революц. писателей Германии. Твор­чество Г. за .последние годы резко идет по нис­ходящей линии. Его «Имение в Эльзасе»—про­сто занимательный роман.
Лит.: Гальперина Е.. Творческий путь Э. Гле­зера, «Литераттра мировой революции», Москва—Ленин­град, 1932, М 4.
ГЛЕЙ — бледносерые глубокие слои подзо­листых почв, образующиеся под влиянием рас-кислительных процессов, вызываемых анаэроб­ными бактериями почвы. Чаще всего раскис­ляются (восстанавливаются) окись железа и ее соли в соли закисп железа. Г. встречается гл. обр. в разновидностях дерновоподзолистш почв—подзолистых глеевых почвах, залегающих на нижних частях склонов. Если Г. залегает в почве неглубоко, то нельзя производить глубо­кую вспашку перед посевом из опасения выпа­хать на поверхность ядовитые для с.-х. расте­ний соединения закиси железа; в этом случае можно производить лишь мелкую вспашку или вспашку заранее, чтобы закись железа успела окислиться под влиянием кислорода воздуха. ГЛЕ'ЙВИЦ—гор. в Верхней Сплезии (пров. Пруссии), близ польской границы, в узле ж. д.. воздушная гавань; ПО т. ж. (1931). Важный Верхне - силезского каменноугольного района (ср. Силезия). Коксовое и метал i производства, стекольная пром-сть.
«ГЛЕ'ЙХГЕЙТ» («Gleichheit» — Равенство) — герм. с.-д. журнал женщин-работниц, основан в 1891. Во главе «Г.» с 1892 стояла ОКлара Цет­кин, превратившая «Г.» в орган борьбы за революц. марксизм. С 1907, после международ­ной с.-д. женской конференции, «Г.» стал цен­тральным органом Международного женского секретариата. В 1917 К. Цеткин была снята с.-д. лидерами с поста редактора «Г.», и во главе «Г.» стал Герман Шульц. С этого времени «Г.» потерял революционно-марксистский ха-I рактер. стал бесцветным женским органом гер-: манской социал-демократической партии и впоследствии прекратил существование.
ГЛЕТ, свинцовая охра — минерал. ; окись свинца, РЬО. Глет продажный полу-■ чается как побочный продукт при добыче се-| ребра из свинцовых руд; применяется в сте-| кольном производстве и при приготовлении ! свинцовых красок.
ГЛЕТЧЕРЫ—см. Леди-
ГЛИБОВ, Леонид Иванович (1827—93)—укр. | поэт и баснописец. Наиболее известны байки (басни) Г., написанные преимущ. на сюжеты, заимствованные у других баснописцев (Кры­лов); они окрашены в яркий бытовой украин­ский колорит^«К.т i баба», «Вареники» и др.). Басни Глибова—представителя малоземельного и обезземеленного дворянства—не чужды со­циальной тематики. Г. высмеивает «панство» («Пан на всю губу»), становясь на сторону со­циально-угнетенных («Вовк та ягня», «Ласт.в-ка i шулша»), однако он не идет дальше рас­плывчатого «надклассового» гуманизма, про-



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.