269
ГЛЯЦИОЛОГИЯ—ГНЕСПН
270
ландыша, черногорки, строфанта), как слаби­тельные (Г. ревеня, крушины, алоэ, или са­бура, ялапы), как жаропонижающие (салицил). Нек-рые Г. имеют техническое значение, слу-: материалом для приготовления красок, яв­ляются дубильными веществами (см. Танин, онины, Мыльный корень). У животных обра­зования Г. не наблюдается.
ГЛЯЦИОЛОТИЯ—наука о ледниковых явле­ниях и деятельности льда в природе, ветвь гео­логии и геофизики. Г. изучает лед морской, озерный, речной, почвенный, а также ледяные покровы—глетчеры или ледники. Одна из важнейших задач Г.—изучение ледников и их геологической деятельности, т. к. это дает воз­можность выяснить многие частные и общие вопросы климата. Начало исследования ледни­ков было положено Шепхцером, продолжено Шарпантье, Ж. Агасснеом и др. А. Гейм дал дку работ по гляциологии. За последнее десятилетие производится изучение оледенения Гренландии, ледников Аляски, Шпицбергена зания Дригальского, Нансена, Чем-•берлена н др.). В СССР также развернуты крупные работы по планомерному изучению ледников (на Памире—экспедиции Крыленко, на Алтае, Кавказе).
ГМИ'НА—в Польше низшая адм.-территор. единица и ее самоуправление. Сельская Г. со­стоит из одной деревни или нескольких (в б. росс, части Польши). ВТ. включаются также - >ра и помепшчьп фольварки. Органы само­управления сельской Г. возглавляются во fi­ll (во. :                     ::лях—еолтысом), го-I Г.—бургомистром (в больших ::— ..во. Галиции—вой-ш тенлия Г. крайне ограничена. Сель­ская Г. находится в руках кулаков и помещи­ков, городская Г.—кргпной буржуазии.
ГМЫРЕВ, Алексей Михайлович (1887—911)— . пролетарский поэт. Сын ж.-д. кондуктора, I лет на заводе. С 1906 скитался по тюрьмам и этапам, умер в тюремной больнице.- Немного­численные стихи Г. до революции были опуб­ликованы в большевистской печати, а сб. сти­хов «За решеткой» вышел лишь в 1926. Творче­ство Г. отражает настроение рабочего-рев: тюнера, участвовавшего в революции 1905 п :;елые годы реакции память об :■; героич. днях. Г. передает в стихах гамму пе­реживаний г                                               ающего в тюрьме, но верящего в торжество пролетариа­та. Творчество»Г. важно как характерная стра-t в истории ранней пролетарской поэзии.
Лит.: Фриче В.. Рабочий поэт Алексей Гмырез <предисл. к кн. А. Г. «За решеткой», М., 1926); его же, Пролетарская аоззж—, М., 1918.
ГНЕДИЧ, Николай Иванович (1784—S33)— поэт, драматург, переводчик. Основным вкла-Г. в русск             -ру был перевод «Илиады»
Гомера размером под                . Из оригиналь-
ных произведений Г. наиболее значительны его идиллии («Рыбаки» и др.), в к-рых ему удалось избегнуть слащавости и лженародности, свой­ственных идиллиям сентиментальной школы. В литературных боях своего времени Г. занял промежуточную позицию меж.              дюнным
лагерем Шишкова и прогрессивными тенден­циями сторонников языковой реформы Карам­зина, группировавшихся в «Арзамасе».
Полное собр. соч., под ред. Н. Минского. СПБ, 1884, 3 тт.
Лит.: Белинский В., Полное собр. соч., под ред. С. В е н г е р о в а, т. XI. П., 1917 (Сочинения Але­ксандра Пушкина, статья 3).
ГНЕЗДА—1) постройки животных д.дя жилья, особенно для вывода потомства. Г. млекопита­ющих напоминают Г. птиц, но часто служат просто логовищем взрослых. Г. для детей вы­стилаются листьями, травой, шерстью, воло­сами и т. д. Мыши и крысы делают настоя­
щие гнезда. Гнез­да орангутанов и других человеко­образных обезьян служаттолько для ночлега. У птиц Г. большей частью просты и легки, из ветвей .листьев, коры, волоса, пе­рьев, также зем­ли, глины и т. п., но иногда Г. бы­вают искусны и прочны (у иволги, ткачей, у ласточ­ки-саланганы, у птицы -портн' Птицы гнездятся парами, а пары часто образуютко-, лонни. Иногда Г.
делаются для уве-иия (см. Бе­седковые птицы). Г. бывают и у рыб,
Гнезда: 1—камышевки, 2—пти­цы-портного (славки), 3—реме­за, 4—ласточки-саланганы, 5— мьшш-малюткп, 6 — водяного паука, 7—колюшки, 8—осиное.
служат для откла­дывания икры и убежищем молоди (например юшка, амия); среди насекомых: у ос, пчел, термитов и муравьев. 2) В геологи и—-форма залегания минеральных тел, отличающаяся от кое меньшими размерами; Г. и штоки че-чевицеобразнон формы наз. линзами.
ГНЕЙС—широко распространенная метамор­фическая горная порода, в состав к-рой входят: полевой шпат, кварц и к.-л. цветной минерал (слюда, роговая обманка или авгит). Г. связан переходами со слюдяными кристаллич. слан­цами, обычно не                {Щими полевых шпа­тов. Сложение Г. чаще сланцеватое, иногда (в гранитогнейеах) массивно-кристаллическое. По характеру полевого шпата выделяют ортокла-зовые, плагиоклазовые и промежуточные (ор-токлазо-плагиоклазовые) гнейсы. По происхож­дению различают парагнейсы, являющиеся про­дукт морфнзащш осадочных пород, и ортогненеы—метаморфизированные извержен­ные породы. Конгломератные, силпманнтовые, кордиеритовые, дистеновые и др. гнейсы от­носятся к парагнейсам; гранитогнейсы—пере­ходная ступень от ортогнейсов к гранитам. Г. г на изготовленщ-                 : тротуаров, об­лицовки каналов, набережных. Г. вследствие выветривания превращается в "песчаную глину. Одним из полезных ископаемых, связанных с Г., является графит: графитовые Г. известны в ряде мест Украины (район Мариуполя, Кри­вой рог. Подолня и др.).
ГНЕСИН. Михаил Фабианович (р. 1883)—со-лозитор и музыкальный деятель: ученик Н. Ри.мского-Корсакова. Испытав в на­чале своего творческого пути сильнейшее вли­яние символизма, Г. вскоре обратился к ев­рейской народной музыке, глубокий интерес к к-рой наложил отпечаток на все его дальней­шее творчество. Лучшие (б. ч. вокальные) про­изведения Г. связаны с еврейской националь­ной тематикой (опера «Юность Авраама», «Ев-



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.