273
ГНОМОН—ГОББС
274
ГНОМОН—простейший и самый древний аст­рономический инструмент; состоит из стерж­
ГНЧАН—мелкобурж. национал - социалисти­ческая панарменистская партия. Возникла в 1887 в Женеве по инициативе армянских сту­дентов. Центральному органу было присвоено то же название. Г. стремился к объединению Армении, находившейся под игом Турции, Рос­сии и Персии, и созданию самостоятельного на­ционального гос-ва. В своей программе Г. рас­сматривал социализм как «отдаленную цель», ближайшей же целью ставил освобождение Турецкой Армении. На практике гнчакисты. подобно дашнакам, применяли авантюристиче­ские методы: повстанческие выступления, тер­рористические акты и т. п. В Закавказьи дея­тельность Г. исчерпывалась пропагандой «бли­жайшей цели» среди городской и сельской бед­ноты. Внутренние раздоры, вражда с дашна­ками, доходившая до обоюдных убийств, и рас­тущее революционное рабочее движение вызы­вали в партии Г. группировки и отколы. В ре­волюции 1905 массовый отход армянских рабо­чих в Закавказьи от Г. совершенно обессилил партию. Во время Мировой войны Г. органи­зовывал из бывших турецких подданных армян добровольческие отряды для помощи царской армии. После советизации Закавказской рес­публики Г. в Закавказьи ликвидировался (ср. Армения. Н а ц и о н а л ь н о - р е в о л ю ц и о н-ное двнжени
ГНЮСЫ, или электрические скаты. iinidae—сем. скатообразных рыб. Водят­ся в Атлантическом и Индийском ок., встре­чаются и у берегов Европы. Туловище—в виде плоского диска с толстым хвостом, размер до V/t м. По обеим сторонам головы—электриче­ские органы, разряды которых оглушают вра­га; опасны для человека.
ГО'А—португал. колония на зап. берегу Ин­достана; 3,*8 т. к»*; 569 т. ж. (1931). Вмести с Даман, Праганья и Диу (с общей плош. 4.146 км2 и 531 т. ж.) составляет остаток когда-то больших португал. владений в Индии. Вы­воз риса, хлопка, сахара, табака, нефти, фрук­тов. Город Гоа в 1510 был сделан столицей португальской Ост-Индии и играл в ней круп­нейшую роль.
Г 0 А Ц Й Н, Opisthocomus hoazin—крупная пти­ца отряда курообразных, дл. тела до 62 см, на голове характерный хохол. У птенцов на каждом крыле по два хорошо развитых когтя, которыми они пользуются при лазании по де­ревья^. Характерны для тропической части Южной Америки.
ГО'БАРТ (Hobart)—гл. гор. п порт Тасма-. " - г. ж, (1931). Вывоз фруктов, шерсти и цинка. Ун-т. Климатическая станция.
ГОББЕМА(НоЬЬета). Мейндерт (1638—709)— голландский пейзажист, ученик Рейсдаля. Г. мастерски изображал интимные уголки пот-роды, заброшенные тропинки, солнечные по­ляны и покосившиеся мельницы.
Лит.: В е р м а н К., История искусства всех времен и народов, т. III, СПБ, 1902—13.
Г0ББС (Hobbee), Томас (1588—679)—англ. ф-материалист. Сын священника. Окон­чил Оксфордский ук-т. Был несколько раз на континенте. Во время поездки в Италию по-
мялся с Галилеем. В начале Английской революции (1640—60) эмигрировал во Фран­цию как сторонник королевской власти. Живя в Париже, он продолжал работу по вопросам философии, входил в кружок физика Мерсена, где участвовали также Гассенди и Декарт.
т же период преподавал математику на-
ня (чаще всего вертикального), отбрасывающего тень на не­которую поверхность(горизон­тальная плоскость). По длине тени определяется высота солн­ца или время дня.
ГНОМЫ—1) в западно-европ. сказаниях карлики, обитающие в недрах земли и охраняющие подземные сокровища. 2) Ко­
роткие изречения, содержащие
Гномон.
правила житейской мудрс
"ГНОСЕОЛОГИЯ (греч.*—учение о знании)—то же. что I             ■'Ознания. .
ГНОСТИКИ—последователи религиозно-фи­лософского учения гностицизма.
ГНОСТИЦИ'ЗМ (от греч. «гносис»—знание)— ::гнозно-фнлософское течение, представляв­шее смесь вост. мистики и вульгаризированной греч. идеалнстич. философии. В Г. выразились упадочнические настроения нек-рых представи­телей экспдоататорских классов Римской им­перии на почве всеобщего экономич., политич., умственного и морального разложения. Г. обни­мал ряд сект и пытался разрешить вопрос о про­исхождении зла в мире и о средствах спасения.
Согласно учению Г., существуют два нача­ла—доброе и зло*              в и темное,—борющие­ся между собою. Мпр сотворен не высшим богом, а одним из посредствующих, средних духов, демиургом, и находится во власти злого начала; отсюда—несовершенство мира и зло. Человек тоит нз двух начал: земного—материи—и духа—частицы божества н света. Частила эта страдает в своей материальной о-"               тем­нице, силится вырваться из нее, нр не может. г посылает в мир «спасителя», своего сына, или одну из своих божественных эмана­ции (истечений). Спаситель облекается в телес­ную оболочку и, явившись людям, открывает им таинственные средства вырваться из-под власти материи. Средства эти—истинное «по­знание» божества и происхождения от него спа­сителя, «знание» различных обрядов, магиче­ских действий, формул,молнтви пр. Спаситель, :ыв людям тайны божества и средства спа­сения, попадает во власть злого начала, пре­дается на мучительную смерть, после чего возносится на небо и воссоединяется с отцом. ::ившнсь до начала хр. э., Г. продолжал развиваться в-первые века ее, захватил высшие слои тогдашнего греко-римского об-ва и имел большое влияние на выработку христианской идеологии. Яркие следы Г. видны в т. н. посла­ниях Павла, Апокалипсисе Иоанна, в Еван­гелии Иоанна и др. (см. Христианство).
Лит.: Древе А., Происхождение христианства из гностицизма, М., 1930.                                             Н. Р.
ГНУ, Соппосдое-род африкан­ских антилоп, по формам тела напо­минают лошадь, го­ловой—быка, жатся стадам:: сто с зебрами. По характеру не данны и свирепы, но, пойманные мо­
лодыми, легко при-
уются. Живут в Южной Африке, к юг; Лимпопо; во многих местах истреблены.



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.