279
ГОГЕНЛИНДЕН—ГОГОЛ Ь
280
уйти из-под власти бурж. идеологии. Картины Г. носят б. ч. декоративно-ковровый характер. Человеческие фигуры на фо­не пейзажа статичны п уп­рощенны; неглубокое про­странство приближается к плоскости. Тона нельные, чистые, глубокие. Компози­ция отличается уравнове­шенностью. Все построение картины характерно п: манностью (впротивоп' ность «этюдноети» работ им­прессионистов). Искусство Гогена оказало значитель­ное влияние на новейших, в частности ских художников. Многочисленные произведе­ния Г. находятся в Музее западного иск:, в Москве («Жена короля», «Сбор плодов», «Идол» и др.) и Эрмитаже.
Лит.: Гоген П., Ноа-Ноа (Путешествие на Таити), М., 1914 (см. вступит, ст. Я. Тугендхольда); Зеленина К., Поль Гоген, М., 1926.
ГОГЕНЛИ'НДЕН(НопепНпаеп)—деревня в Ба­варии, при которой в эпоху Наполеоновских войн франп. войска под командованием ген. Моро разбили 3 XII 1800 австрийцев и бавар­цев. В виду того, что после поражения при Г. создалось угрожающее положение для Вены, Австрия заключила перемирие и в след. г Люиевильский .мир.
ГО'ГЕНЛОЗ (HoherHohe). Хлодвиг, князь (1819—901)—герм, политик, крупный поме­щик. В 1848—умеренные либерал и против­ник гегемонии Пруссии в Германии; после Австро-прусской войны 1806 стал сторонником Пруссии и в качестве баварского мин .-прези­дента (1866—70) содействовал созданию Гер­манской империи. В 1S71—77—депутат стага, его первый вице-президент. В 1S74— 1885—посол во Франции, в 1885—94—шпл тер (наместник) Эльзас-Лотарингии, где продол­жал в слегка замаскированном виде пол угнетения нац. меньшинств. На посту рейхс-.канцлера (1894—900) Г. представлял интере­сы консервативных аграриев, объединивших­ся с крупными промышленниками. Курс Г. был началом эпохи социально-полит, реакции, ознаменовавшись неудачной попыткой издания нового закона против социалистов (1894—95) и «каторжного» закона против стачек (1899), а также насильственной германизацией окраин (поддержка гакатистов). Во внешней политике при Г. был взят курс на «мировую» политику: начало строительства мощного военного флота адмиралом Тирпицем, колониальная экспан­сия (захват Кяо-Чао, ряда о-вов в Океании, Китайская экспедиция), проводившаяся Бюло-вым. Сам Г., послушный исполнитель воли Вильгельма II, имел лишь незначительное влияние на дела; фактическим руководителем дипломатии при нем был Голъштейн. Г.—автор интересных воспоминаний.
ГОГЕНЦО'ЛЛ ЕРН (Hohenzollern)—округ Прус­сии, между Баденом и Вюртембергом. Площ. 1.142 км2; 72,9 т. ж. (1933). Гл. гор.—Зигма-ринген, 5 т. ж. Вытянут узкой полосой с С от Шварцвальда на Ю. до Боденского озера, в недрах которого добываются железо и камен­ная соль; несмотря на это Г. является все же гл. обр. аграрным районом—в с. х-ве заня­то 62% населения.
ГОГЕНЦО'ЛЛЕРНЫ (Hohenzollern)—нем. кня­жеский род, б. прусская королевская и б. гер-
манская императорская династия, нынешний ынскиЯ королевский дом. Г. происходят из Швабии (Юж. Германия). В 13 в. разделились на две линии. От первой—Г.-З пгыаринген, одна ветвь которых—ньш. румынский королев­ский дом (с 1866), а от второй—курфюрсты Бранденбургскне (с нач. 15 в.). ставшие в 1701 королями Пруссии (Фридрих I) и в 1871—-гер­манскими императорами в липе Вильгельма I. Династия Г. в липе Вильгельма II была сверг­нута в Германии 9, XI 1918 с провозглашен; республики. Однако в позднейшие годы Г., не теряя связи с монархич. элементами Германии. пытались неоднократно играть полит, роль.
ГОГЕНШТА'УФЕНЫ (Hohenstaulen), Штау-ф е н ы—нем. княжеский род пз Швабии, за­нимавший императорский престол в 1138—254; с конпа 12 в. Г. владели Неаполем и Сицилией; вели борьбу с папами. После своего падения в ианни Г. удерживали Юж. Италию до 1268 (казнь последнего Г.—Конрадина). Виднейшие представители Г.: Конрад III, Фридрих I Бар­баросса и Фриорих II. Их сторонники в Ита-назывались гибеллинами.
ГОГОЛЬ, Clangula clangula—птипа и: нырков, дл. тела до 50 см. Обитают гл. образом в полосе тундр Сев. полушария, гнездятся по озерам в дуплах. Мясо для пиши непригодно. Вредны уничтожением молоди рыб.
ГОГОЛЬ. Николай Васильевич (1809—521— великий русский писатель. Род. на Украине в селе Сорочинпах, Полтавской губ., в семье укр. помещика. Учился в Полтавской гимна­зии, затем в Нежинской «гимназии высших наук», по окончании к-рой уехал в Пе­тербург. После неудачных попыток заняться чиновни­чьей службой и актерством Г. отдался литературной деятельности. Первое произ­ведение Г.—идиллия «Ганц Кюхольгартен» (1829)—бы­ло встречено критикой весь­ма недружелюбно, но двухтомный сборник новелл на украинские темы «Вечера на хуто­ре близ Диканьки» (1831—32) принес ему ши­рокую литературную известность. К 1834—35 относится неудачная попытка Г. заняться пре­подаванием всеобщей истории при Петербург­ском университете. В 1834 выходят сб. «Ара­бески» («Портрет», «Невский проспект», «За­писки сумасшедшего») и сб. «Миргород» («Старо­светские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Ива­нович с Иваном Никпфоровичем»). Затем сле­дуют повести «Нос», «Коляска» (1835), комедии нптьба» и «Ревизор». В 1836 ставится на сцене Александрийского театра в Петербур­ге «Ревизор». Конец 30-х годов уходит у Го­голя на упорную и длительную работу над «Мертвыми душами». Первый том этой гранди­озно задуманной прозаической поэмы вышел в 1842, второй был сожжен Гоголем, впавшим под конец жизни в мистицизм и отрекшимся от своего творчества.
Творчество Г. выражает противоречия созна­ния мелкопоместного дворянства конца 20-х и 30-х гг. То было время острого аграрного кри­зиса. По мелким помещичьим х-вам этот кри­зис ударял особенно чувствительно: они острее других страдали от недостатка капитала, от чрезвычайно малой производительности труда крепостных крестьян. Перед этой прослойкой



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.