283                                                           ГОГОЛЬ—ГОД ХОЗЯЙСТВЕННЫ!) 284
крепостник, наносил своему режиму, желая лишь исправить его недостатки. Среди по.": тельных образов второй части имеется помещик Скудрожогло (в др. редакции Коетанжогло), богатеющий хозяин, образк-рогоокружен орео­лом сочувствия. Работа Г. над этим образом совпадает по времени (начало 40-х гг.) с пре­кращением аграрного кризиса. Увеличивается хлебный вывоз, появляются стимулы капита­лизации с. х-ва, начинает оформляться идео­логия сторонников «прусского» пути развития русского капитализма, к-рый должен реформи­ровать феодальный строй. Коетанжогло не яв­ляется однако сторонником превращения по­местья в капиталистич. предприятие, основан­ное на свободном труде, он ведет х-во «без фабрик, без заводов и без глупых затей». Про­водившаяся Коетанжогло рационализация и интенсификация барщины должна была ; дать читателя в том, что крепостное право дол­жно остаться незыблемым. В условиях растущих бурж. отношений, разлагающих крепостниче­ство, это было конечно реакционной утопией.
В «Выбранных местах из переписки с друзья­ми» раскрывается со всей полнотой крепостнич. идеология Г.. призывающего русского поме­щика убеждать «нерадивого» крестьянина еван­гельским примером и «пронять» его «крепким словом». Г. надеется, что укреплением баршины можно спасти Россию от революционных бурь буржуазного Запада. Он проповедует русскую самобытность и говорит, о глубоком вред ее почвы «чужеземного навоза». «Выбранные места» глубоко возмутили революционного де­мократа Белинского. В своем знаменитом пись­ме к Г. из Зальцбрунна (1847) Белинский клей­мил автора «Выбранных мест» за отступничест­во, за проповедь кнута и невежества, за восхва­ление самодержавно-крепостнпч. строя. Страст­ные нападки Белинского не поколебали од­нако Г. Не имея сил отказаться от своего клас­са, он предпочел отказаться от прежнего свое­го творчества. Отказ от художественного твор­чества мотивирован в его письме к В. А. Жуков­скому: искусство должно, по мнению Г., «вод­ворять в душу стройность и порядок, а не сму­щение и расстройство». За «Авторской испо­ведью» (1847), оправдывающей отказ от обли­чительного творчества во имя религиозных на­чал, следуют совершенно церковные произве­дения Гоголя, вроде «Размышления о божествен­ной литургии». Творческий путь художника заканчивается.
Жизненная трагедия Гоголя, в которой так остро выразился разлад между его идеологией и действительностью, глубоко отразилась и на стиле Г. Натуралистич. гротеск сочетается у Г. с глубокой патетикой и романтизмом. Описания мельчайших подробностей быта, характеров, вещей представляют характерный для Г. : изображения «низкой», «пошлой» действитель­ности. Не удовлетворяясь ею, Г. обращается либо к романтизированию прошлого Украи­ны либо к патетическим проповедям, к лири­ческим размышлениям (напр. лирические места «Мертвых душ»). В органическом, хотя и про­тиворечивом сочетании реализма с ром ческим уходом от действительности в мир ле­генд или утопий отразились противоречия соци­ального сознания писателя.
Творчество Г. питало разнообразные течения либеральной и демократич. литературы 40— 70-х гг. С равнодушием пройдя Мимо дидакти­ческих произведений Г. последних лет, рус-
ские писателп учились у него искусству соци­альных характеристик и всего более той кри­тике «гнусной рассейской действительности», к-рую сам Г. тщетно пытался ограничить рам­ками и пнтересамп крепостничества. Под силь-нейшг                турным влиянием Г. наход
наиболее видные деятели русского pea. 40—60-х гг„: Тургенев с его ранними повестя­ми, Писемский (все творчество, в ос «Тысяча дуди»), Достоевский («Бедные т «Двойник >. Некрасов (проза). Обличительная манера Г. в сильной мере повлияла на Г^ (Кто виноват») и особенно Салтыкова-Щедри­на. Чрезвычайно сильно сказалось влияние Г. и на обличительной литературе 60-х гг. Если революционная демократия 50—70-х гг. ценила преимущественно Гоголя-реалиста, то симво­листы учились у .него романтизму и символике псковский, Валерий Брюсов и особенно А. Белый с его «Серебряным голубел» и Пе­тербургом»).
.Современность пенит Г. как одного из вели­чайших русских реалистов, несмотря на свои личные колебания давшего потрясающее по-своей и             "ражение феодально-крепостннч.
действительно
Лтчшие издания Гоголя: Полное собрание сочинений, под ред. Н. Тпхонравова (тт. I—V. СПБ, 1389) и В. Шен-рока (тт. VI—VII, СПБ. 1S9S); Полное собрание сочине­нии, под ред. Н. Коробки (неокончено, вышло 5 тт.), СПБ. —14); Сочинения, 19 тт., ппд ред. В. Каллаша, СПБ, ); Сочинения, 3 тт., под ред. Б. Эйхенбаума ц К. Халабаева. М.—Л., 1928; Сочинения. Л., 1930; Пись­ма Н. В. Гоголя. 4 тт., под ред. В. Шенрока. СПБ
Лит.: Белинский В.. Собрание сочинении, под Вентерова, тт. I. IV. V, СПБ, 1900; его ж е„ Письмо к Гоголю, СПБ, 1905; Ш е н р о к В., Материалы для биографии Гоголя, тт. I—IV. м.. 1S92—98; Зелин­ский В., Русская критическая литература о произве­дениях Гоголя, М., 1910; Котляревск. колап Васильевич Гоголь (Очерк пз истории русской повести и драмы), 4 изд., П., 1915; Переверзев В.. Творчество Гоголя, 4 изд., Иваново-Вознесенск. 1928; О в -сянико-Кулпковский Д.. Гоголь в его про­чих. СПБ. 1911; Гиппиус В., Гоголь. Л . 1924; Виноградов В., Этюды о стиле Гоголя. Л., л о н и м с к и ;i А . Техника комического у Го­голя, П., 1923; К а л л а ш В., Н. В. Гоголь в е наниях современников в переписке. М., 1924: Эйхен­баум Б., Литература (Сб. стЛ. Л., [1927] (см. ст. «Как сделана „Шинель" Гоголя»); Библиотека современных писателей для школы п юношества, под ред. Е. Ннкпти-гия 3—Классики в марксистском освещении. Го­голь. М., 1928; Вересаев В., Как работал Гоголь, М., 1932; Деснпцкий В., На литературные темы, Ленинград—Москва, 1933; Усиевич II., Гоголь и его исследователь Переверзев. «Литература и искусство», Москва, 1930. N 1.                                        л. Цейтлин.
ГОД—промежуток времени, в течение к-рого . двигаясь вокруг Солнца, возвращается I орбите. В зависимости от того, какую точку земной орбиты принять за начал                :ия. различают: 1) тропиче-
с к и й Г. (называемый в общежитии также номическим), равный 365,2422 суток, или ней 5 часов 48 минут 46 секунд,—прс -ток времени между двумя последовательными весенними равноденствиями. Он имеет большое значение при установлении календарного года. 2) С и д е р*и ч е с к ri й, звездный Г.—время возвращения Земли к прежнему положению от­носительно неподвижных звезд; равен 365,256 суток, т. е. 365 дней 6 часов 9 минут 10 се­кунд. Кроме перечисленных существует Г.
жданский, считаемый для кр­ечета: простой—в 365 дней и високосный— в 366 дней. См. Календарь.
ГОД ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ—годовой промежуток-времени, определяемый в зависимости от завер­шения кругооборота хозяйственных процессов. В СССР после окончания гражд. войны Г. х. был установлен с 1/Х по 30, IX. Это исчисление



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.