285                                                                     ГОДАВАРИ—ГОДСКИН                                                                    286
было установлено с целью охватить также с.-х. производственный цикл. В связи с огромными успехами в деле индустриализации страны, с ростом совхозов и колхозов, с укреплением плановости во всем х-ве страны, а также вслед­ствие необходимости учета контрольными циф­рами всего нового строительства, сезон работ к-рого оканчивается в ноябре—декабре, ЦИК и СНК СССР постановили (20/ГХ 1930) устано­вить Г. х. с 1/1|по 31/ХИ. Т. о., начиная с 1931, Г. х. совпадает с календарным годом.
ГОДАВАРИ, Годавери (Godavari)—река в Декане (Индостан), впадает в Бенгальский чал., образуя обширную дельту. Дл. 1.445 км. Судоходна на 500 км от устья. Широко исполь-гуется для орошения.
ГОДА'Р (Godard), Бенжамен (1849—95)— Франц. композитор. Характерной чертой твор­чества Г. является изящество Гармонического письма с сильным налетом слащавой склонно­сти. Годар написал несколько опер, ряд произ­ведений для оркестра, много камерных компо­зиций (квартеты, сонаты, трио), концерты дли фортепиано и для скрипки с оркестром, свыше ста романсов.
ГО'ДВИН (Godwin), Уильям (1756—836) — англ. социальный мыслитель, предшественник соврем, анархизма. Гл. соч.—«Политическая справедливость» (1793) — рационатисттг; рассуждение об общественной жизни. Для Г. человек—только мыслящий механизм. II едина; ей соответствует истинный обществ. порядок, к-рый можетбыть открьгг ра; Из единства физической и умственной природы людей Г. выводит единство пх интересов. Люди ровым разумом естественно должны стре­миться к обше?               состоянию. Но в наст. время разум затемнен заблуждениями, к-рые питаются гос-вом и законами. Задача законода­теля и философа—расчистить поле для дей­ствия разума. Идеальное об-во Г.—об-во без государства и права; в нем полностью господ­ствует разум, и в силу этого царит гармония интересов. Г. резко критикует право собствен­ности как противоречащее справедливости и разуму, как упрочивающее господство наси­лия н за 0" я. Он защищает принцип распределения благ по потребностям, хотя в своем учении о будушем об-ве он—отнюдь не лист. Г.—противник общественной орга­низации производства, он мечтает о таком об-ве независимых работников, в к-ром продукты труда распределяются по потребностям в по-' тдке разумного соглашения между индивиду­альны: водителями, без внешнего при­нуждения. Г. считает блага будущего порядка столь великими, что Готов итти для них и на насильственную революцию. С другой стороны, он верит, что освобождение человечества может быть достигнуто разумными доказательствами, без пролития крови. Учение Г.—образец мел-в. утопизма. Г. оказал большое влияние не только на развитие анархизма, но и на англ. социалистов нач. 19. в., в частности на Оуэна.
Лит.: Волгин В.. История социалистических идей, ч.1. м.—П., 1928 (марксист.): его же, Предше­ственники современного социализма в отрывках из их произведений, ч. 1. М.—Л.. 1928; Раму с П.. Вильям Годвин как теоретик коммунистического анархизма, М., 1925 (немаркепет...                                                   В. В.
ГО'ДВИН-О'СТИН. Л а пеан г (Godwin-Aus­ten)—высочайшая вершина хребта Каракорум в Северной Индии, к северу от р. Инда; вторая по высоте вершина земного шара (8.62 Сложена из гранитов и гнейсов.'
ГОДЕ'Н (Godin), Жан Батист (1817—88)— франц. социальный реформатор, последователь Фурье. Вышел из рабочей среды. В 1859 осно­вал ассоциацию—фамилистер, в значит, мере по образцу фурьеристского фаланстера. В 1871 Г. состоял, чл. Национального собрания, где примкнул к левым республиканцам.
ГОДИН ЕР, Шемуэл (р. 1902)—соврем, еврей­ский писатель. Участник империалистской, а затем гражданской войн. В первой книге рас­сказов «Заре навстречу» (1924) Г. осуждает им­периалистскую войну с точки зрения абстракт­ного гуманистического пацифизма. В дальней­шем (роман «Человек с винтовкой», 1928) Г. уже показывает превращение империалистской i войны в войну гражданскую, а в своих после-: дующих рассказах и очерках Г. переходит к за-I рисовкам мирного сопиалистич. строительства, ! изображает процесс переделки мелкобуржуаз­ной интеллигенции. Творчество Г. выделяется оригинальностью и большим мастерством, он заслуженно считается одним из крупных ев­рейских советских прозаиков.
ГОДИЧНЫЕ КОЛЬЦА—концентрические слон древесины, образующиеся вследствие ежегод­ного нарастания весенних, летних и осенних наслоений у деревьев, кустарников гл. обра­зом умеренных агар Эти слои становятся за­метны оттого, что осен­няя древесина состоит из узких толстостенных более темных клеток, * а весенняя — из широ­ких тонкостенных более светлых клеток; поэто­му весенняя древесина шире, мягче, а осен­няя—уже и тверже. Светлая весенняя и тем­ная осенняя древесины составляют вместе одно Г. к. Граница между ними видна потому, что на осеннюю темную древесину предыдущего года отлагается кнаружи весенняя светлая древесина следующего года. Ширина Г. к. по мере роста дерева вначале увеличивается, а затем, достигнув максимума (у различных по­род в разном возрасте), опять уменьшается. Чем лучше условия роста дерева, тем больше ширина Г. к. Различные неблагоприятные обстоятельства (угнетения, засухи, заморозки, :езни и пр.) уменьшают ширину Т. к. По­этому по ширине Г. к. можно судить о внеш­них условиях, при к-рых росло дерево в тече­ние своей жизни, и о технических качествах древесины. По числу колец на распиле можно сосчитать, сколько лет дереву. Годичные коль­ца отсутствуют у многих тропических деревьев оторых умеренного климата. Г0Д0БЕРИНЫ-           ганская народность ан-
дийской языковой группы. Живут в Даг. АССР. Общая числ.—1.425 ч. (1926).' Скотоводство, кустарные промыслы, земледе
'ГО'ДСКИН (Hodgskin), Гомас (1787—869)— англ. экономист. Главные соч. Г.: «Защита труда от притязаний капитала» (1825), «Попу­лярная политическая экономия», «Естествен­ные и искусственные права собственности> (1832). Бурж. экономисты в своих поисках «дей­ствительного автора» теории трудовой стоимости нередко приходили к заключению, что Маркс позаимствовал все элементы своей теории у Г. Такой взгляд глубоко неверен. В то время как Маркс был последовательным представителем го социализма, Г. был идеологом



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.