303                                                                   ГОЛОДНЫЙ ТИФ-ГОЛОС                                                                   304
ветского союза, обличение мелкобуржуазного Гуманизма—основное содержание творчества Г. на соврем, этапе (поэма «Колтун Бильен»,
хотворение «Шутки о гуманисте Сальвадоре» в акурн. «Знамя» за 1933 и др.). Стихи Г. при­обретают реалистическую простоту, четкость и лаконичность, яркие сатирические интона:
ГОЛОДНЫЙ ТИФ—-:.:. Сыпной тиф.
ГОЛОДОВКА т ю р е м п а я—одна ИЗ форм про­теста полит, заключенных в царских пор] и тюрьмах бурж. гос-в. Отказ от пищи как спо­соб борьбы применяется заключенными, дове­денными до отчаяния и лишенными других возможностей отстаивать свои человеческие пра­ва и требования. Причинами I ческне насилия над личностью полит, за: ченных, лишение их права пользоваться гами и письменными принадлежностями, ; зительное обращение и т. п. В широком объеме Г. применялась полит, заключенными в тюрь­мах царской России в виде протеста пр издевательств и насилий тюремггл                бы-,
вали индивидуальные и массовые.' Обычно Г. в тюрьмах сопровождались у              В агита-
цией на воле: выпускались листовки с ж женпем причин Г., на ф-ках и з-дах прое лись митинги с призывом к продесту. Ир Г. тюремщики боролись репрессиями {кари насильственным (искусственным) питанием. Не­которые, как Головкин, нач. каторги в Кутома-ре, отвечали голодающим: «Ваше г. мое—хоронить». Но во многих случаях, саясь смерти заключенных пот               : оремшн-
ки шли на уступки, хотя бы частичные или : менные. Г. требуют громадной вы; кости и твердости характера; Г. очень л тельна и сравнительно быстро кончается смер­тью. Особенно тяжела Г. с отказом не тадько от пиши, но и от питья. Г., особенно органи­зованную и массовую, редко удается выдержать более 12—14 дней. Однако извест: в течение неск. недель. В румынской тюрьме Дофтана анархист М. Голъдштсйи умер в окт. 1925 после 63 дней Г. В 1920 городской голова •гор. Корка (Ирландия) Мак Свейн умер на " день Г. протеста против произвола алгливс. властей. За послед, годы Г. часто применял политическими заключенными в тюрьмах бурж. государств, особенно в Румынии и Пол
В наст, время компартии относятся отрица­тельно к тактике Г. Напр. компартия Р нии в резолюциях У съезда (янв. 1932) отвер­гает на нынешнем этапе борьбы эту тактику как одно из проявлений мелкобурж. сектант­ства и теории «инициативной личности^, при­званной личным примером (голодовкой) □ дить массы к революц. действиям. Г., как и самоубийства заключенных, приводя лишь к уничтожению революц. кадров, не дают долж­ного полит, эффекта, в особенности когда они не увязаны с борьбой масс вне тюрьмы.
ГОЛОЖАБЕРНЫЕ, Nudibranchia — подотряд брюхоногих моллюсков. Раковины и мантии нет. Жабры—в виде выростов кожи на спинной сто­роне. Живут в морях.
ГОЛОЛЕДИЦА—ледяная корка, образующая­ся на поверхностях земли, деревьев, зданий и т. п. Г. образуется при выпадении дождя по­сле сильных морозов, охладивших почву ни­же 0°, или когда капли при падении, проходя холодные слои воздуха, охлаждаются ниже 0°, но остаются жидкими; при малейшем сотря­сении вода немедленно замерзает. Г. может быть весьма губительней, т. к. при длительной Г.
растения задыхаются пол                              '.по-
дается часто на озимых посевах). В районах северных и восточных с континентальным кли­мат':               кот часто всю зиму добывает себе подножный корм пз-под снега. Г. вызывает кормипу скота. Г. в плодов:               : ломает сучья деревьев, обрывает провода и пр. Г. ча-в наших ю.-з. районах.
ГОЛОМЯНКА, С jmephorus baicaler-чеперая живородящая рыбка до 19 цы вдвое короче i              с большими грудными
плавниками. Живет только в оз. Байкал-. 1.150 '•         "пны.
ГОЛОС—1) естественно-научное понятие, ох­ватывающее все многообразие звуков, изда.
. голосовыми аппаратами человека и жи­вотных. Г. образуется в гортани вследс: периодического колебания голосовых связок под влиянием воздушного давления в подсвя-зочном пространстве (трахея, бронхи) и сопроти­вления самих связок. Возникающий в горт звук усиливается п окрашивается при резони­ровании в трахео-бронхиа.тьном дереве (груд­ной резонанс) п надставной трубке (глотка. полостп рта н носа). Резонирование подста!
тесно связанное с с                  голосо-
образующей части голосового аппара тань—дыхание), неотделимо от а; обусловливающей образование Гласных и сог­ласных в речи и пении.
В развит               ловека мы видим ряд
ственных изменении голосовой функции, имеющп:               з животном мире. Неартнку-
лированный рефлекторный крик новорожден­ного сменяется вскоре эмоционально окрашен­ными звуковыми проявл' в            Дальше и чается в основном подражательное овладева-нне речью, протекающее в связи с развитием мышления ребенка. Наряду с применением Г. для выражения мыслей и чувств у взрослого оаняются инстинктивные и рефлекторные голосовые проявления (крик, стон п пр.).
В пенни, звучной речи и шопоте мы вел емся с различными степенями использования Г. Качественные особенности голосообразова-ння мы видим, сравнивая Г. «непоставленный (бытовая речь, пение «натурального» певца* и «поставленный::, (сценическая речь, пение арти­ста), Г. разговорный и певческий.
В звуках человеческого голоса мы отмечаем высоту, силу, тембр, громкость (звучностьл певучесть, выразительность и пр. (см. та: Звук)- Свойства голоса изменяются в зависп-ти от пола, возраста, состояния психики, здоровья, обучения и пр. Объем (диапазон) голоса т               двержен изменениям. Диапа-
зон детских голосов до периода полового созре­вания (12—14 лет) воз­растает постепенно, от 1—3 тонов в грудном воз­
расте до I1 4—iI/2 октав.
К периоду полового 'соз­ревания происходит рез­кая ломка голосов маль­
Вид гортани п голосо­вой щели сверху: *1 — в состоянии покоя, 2— при звучании.
чиков (обычное пониже­ние диапазона на октаву) и сравнительно не­значительное изменение голосов девочек. Эта разница обусловлена различной степенью роста гортаней умальчиков и девочек. Голоса детей и взрослых различаются по роду н характеру в зависимости от тембра, силы, диапазона. По роду: у детей—дискант 1-й, 2-й и альт; у жен­щин—сопрано (/(—е3), меццо-сопрано (а—а-),



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.