309                                                                              ГОЛУБКИНА—ГОЛЬБАХ                                                                            310
живаться на расстоянии до 150 км, вторыми— 15—30 км.                                                       в. с.
ГОЛУБКИНА, Анна Семеновна (1864—927)— скульптор. Училась в Москве в Училище живо­писи, ваяния и зодчества, затем в Париже у Ро­дена. Выставлялась на выставках: «Мира искус­ства», Союза русских художников. Московского ■фищества художников, в 1914—15—персо­нальная выставка. Работы Г., гл. обр. портреты и бюсты, принадлежат по стилю к бурж. им­прессионизму; они отличаются тонким психо­логизмом индивидуальных характеристик и своеобразной моделировкой фигур посредством переливчатой игры светотени.
Лит.: Волошин М., А. С. Голубкина, «Аполлон», СПБ, 1911, М 6.                                                               Б. Н.
ГОЛУБОЙ ИЛ—морской осадок континенталь­ной зоны плов; характеризуется синим цве­том; имеет обширное распространение. Сло­жение весьма тонкозернистое (до 80% массы— обломкп минералов размером от 0,00:2 до 0,05 мм). Состоит из зерен кварца, глауконита и нзве-сткоз;               ков.
ГОЛУБОЙ НИЛ—важнейший приток Нила, иначе Бахр-Эль-Азрек.
ГОЛУБОК, Владислав Иосифович (р. Ш бе торусский драматург, народный артист БССР, режиссер передвижного театра, в наст, в; :5-го Бел. гос. театра. Сын железнодорожника. Служил приказчиком, конторшиком. Сот: нпчал в газ. сНаша нива». С 1915 посвящает себя всецело драматургии и театральному делу. И.м написано свыше сорока пьес. Ряд пьес не лишен националнстпч. мотивов. В последние годы Г. стремится к перестройке своего творче­ства в соответствии с задачами социалистиче­ского ст:               :за.
ГОЛУБЫЕ ГОРЫ(В1шзMoontains)—1)н воет          . . . I :ть Аветра.
оилъер. Круто обрываются к океану, отлоги внутрь материка. Сложены из песчаников и известняков; плоские, столообразные вершины до 2 т. м высотой. Западные склоны прореза­ны глубокими речными долинами и поросли эвкалиптовыми лесами. Пересекаются 2 ж. д. 2) Blue Ridge—восточная часть Аппалачскнх гор в США: сложены кристаллическими породами;
айнами. Вы 1.750 ж.
ГОЛ У'В КО (Hokrwko), Тадеуш (1892—931)— польски:                     . и дипломат. С 1910—
ППС. с 1912—чл. орг-щга «Стрелок*. Один из активных работников т. н. Польской военной •орг-ции (ИОВ). Во время немецкой оккупа­ции—редактор герм .нофильского журнала. В ноябре 1918 Голувко—<впце-министр пропа­ганды» во «временном народном правительстве» Дашинского. В Ю18—28—сотрудник органа ППС «Роботнт?->. Голувко бь:              i из вдох-
новителей ярой антисоветской политики и про­поведником планов «федерации» Польши с Ук­раиной. Активный участник П            - зетскоп :;ы 1920. С 1927 Голувко занимал пост на­чальника Восточного департаменте.              .рст-ва иностранных дел. В 1928 официально пере­шел в лагерь прямых агентов ГО :ого. Вдохновитель карательных экспедиции пр трудовых масс Зап. Украины в 1930—31. В ав­густе 1931 убит укр. националистами.
' ГОЛЫЙ КАРАМЫШ—прежнее название гор. Бсиъцер (АССР немцев Поволжья).
ГОЛЫЙ ПРОВОД—элект, аческий пров:.: изоляции. Употребляется для воздушных про-ik; в частности медные голые провода при-
меняются для воздушных проводок высоко­го напряжения.
ГОЛЫТЬБА (от слова «голый»—раздетый, не­имущий) — употребительное название бедней­ших масс казачества в крепостной России 17—18 вв/, противопоставляемых зажиточной казацкой верхушке. В основной своей массе голытьба представляла беглое крепостное кре­стьянство, боярских и дворянских холопов, бежавших на Дон, Днепр или Яик (Урал) от крепостной неволи. Г. нещадно эксплоатирова-лась зажиточным «домовитым» казачеством как путем прямого пользования ее даровым тру­дом (например на рыбных ловлях), так и через ростовщическую ссуду деньгами, оружием, хле­бом или одеждой. Известны в 17 в. походы Г. за «зипунами» по Волге и Дону с целью грабежа караванов судов персидских и пр. купцов; перед походом зажиточное казачество снаб­жало Г.               м и припасами с тем, чтобы после ее возвращения взять себе львиную долю добычи. Г. играла значит, роль в массовых на­родных движениях 17—18 вв., особенно в разин­щине, и была одной из основных движущих сил последней. В народных песнях о Степане Рази­не он рисуется как вождь Г. («Во казачий круг Степанушка це хаживал, он с нами, казаками, ДумJ думывал—ходил-гулял Степануш­ка во царев кабак, он думал крепку думушку с голытьбою»).
Лит. см. при ст. Билавинское восстание, Пугачевщи­на, Разимцина.
ГОЛЬБАХ (Holbach), Поль Генрих Дитрих (1723—89)—один из крупнейших представите­лей франц.материа.пима и атеизма 18в. Родил­ся в Пфальце (Германия), рано переехал в Па­риж. Был деятельным сотрудником «Энцикло­педии» по отд. е<. вознания. Философский салон Г. был центром ма­териалистической и ате­истической мысли пред­революционной Фран­ции. Его «Система при­роды...»(1770), система­тизирующая взгляды франп по праву названа «библией материализма» 18 в.
Жизнь и деятельность Г. проходит в период ломки феодальных устоев накануне Француз­ской революции. Философия Г. насыщена бурж. радикализмом и является идеологич. формой классовой борьбы буржуазии против феодализ­ма и его идеологии (особенно богословия).
Будучи материалистом, Г. признает объек­тивное (вне нас) и вечное существование дви­жущейся материи, пространства и времени. Он отрицает первоначальный внешний толчок как прпч:              гсения материи, отвергает божест-
венное сотворение мира. Г.—строгий детерми­нист, отрицающий какие бы то ни было це­ли в природе. Вся природа, по Г., есть «цепь причин п следствий». Человека Г. рассматри­вает как часть природы и выдвигает положе­ние, что «не природа делает людей злыми, но наши учреждения заставляют их быть такими». Г. отрицает свободу воли и считает, что дей--1 людей вызываются определенными при­чинами. Источником познания, по Г., явля­ются наши ощущения: «Познать какой-нибудь предмет—это значит почувствовать его».
Г.—атеист: «Никакого бога нет и быть не может». Вместо веры Г. выдвигает опыт, зна- #



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.