43
ГЕДИМИН—ГЕПДЕЛЬБЕРГСКАЯ ПРОГРАММА
44
ра^ец музыкального академизма, воспитанного на глубоком изучении классиков музыкального искусства. Та же линия,академизма характер­на и для строгого до педантичности стиля испол­нительства Гедике. Из произведений Г. следу­ет отметить: 3 симфонии, концерт для органа с оркестром, фортепианное трио, сонату для скрипки и фортепиано и ставшие популярными обработки «русских народных песен» для го­лоса с сопровождением трио.
Лит.: Яковлев В., Александр Федорович Гедике, М., 1927.
ГЕДИМИ'Н (ум. 1341)—один из первых вели­ких литовских князей (1316—41), основатель Литовско-белорусского гос-ва, собравший во­круг Литвы при помощи местной знати и бра­ков своих сыновей ряд белорусских и укра­инских феодальных княжеств. В союзе с Поль­шей воевал с Тевтонским и Ливонским орде­нами и вмешивался в удельные распри Севе­ро-восточной Руси. Сделал Вильно столицей государства. Был убит в войне с Тевтонским орденом.
ГЕ'ДИН (Hedin), Свен (р. 1865)—шведский путешественник. С 1885 совершил 7 путешест­вий по Центральной Азии. Исследовал Восточ­ный Туркестан, Тибет, течение р. Тарима, оз. Лоб-Нор и т. д.; установил истоки pp. Инда и Брамапутры, открыл мощную цепь гор—Транс-гималаи (Загималайский хребет),—идущих па­раллельно Гималаям. Во время ОМировой войны Г. выступил как ярый германофил и милита­рист. В 1923, во время кругосветного путешест­вия, был в СССР. Описание и научные резуль­таты экспедиций Г. изданы в 9 томах. На рус. язык переведены: «В сердце Азии», «Тарим, Лоб-Нор, Тибет», «Восьмое чудо света».
Лит.: популярная—А ннепская А., Путешествие Свена Гедина, 3 изд., Л., 1924.
ГЕДИНА ХРЕБЕТ—горная цепь к С от Ги­малаев, иначе Трапсгималаи.
ГЕДОНИЗМ (от греч. hedone—удовольствие)— этическое учение, исходным пунктом которого является утверждение, что человек стремится к удовольствию и избегает страданий. Г. был развит Аристиппом (4 в. до хр. э.) и др. пред­ставителями Киренской школы. У Аникерида гедонистическая этика выходила за пределы индивидуального эгоизма, принимая альтруи­стический оттенок; он дополнил чувство удо­вольствия, непосредственно получаемого инди­видуумом, симпатическими чувствами дружбы, благодарности, любви и преданности отечеству. К общему принципу гедонистической этики примыкал и Эпикур.
Г. представлял собой противоположность к возникавшим в эпоху античности различным аскетическим течениям (Платон, киники).
В философии нового времени Г. развивался бурж. философами 17 в. (Гоббсом, Локком) и франц. материалистами 18 в. Буржуазия 17 и 18 вв. в борьбе с феодализмом выступала не только от лица своего класса, но от лица все­го третьего сословия. Это накладывало печать и на этические учения идеологов буржуазии той эпохи. Теоретической основой нравствен­ности выдвигается совпадение частного инте­реса с интересом общественным. Гельвеций ви­дел цель законодательства в создании таких законов, согласно которым частный интерес совпадал бы с интересом общественным. Голь­бах определял истинную нравственность как «искусство делать себя счастливым через сча­стье других». Д'Аламбер высказывал мысль, что «просветленный эгоизм есть основа всех на-
ших жертв». Однако бурж. мыслители той эпохи не понимали, что в классовом обществе инте­ресы у различных классов различны; классо­вый интерес буржуазии и ее выгоду они выда­вали за разумный общечеловеческий интерес и общее благо.
Этические идеи франц. материалистов ока­зали влияние на моральные учения утилита­ристов позитивистского толка (Бентам, Милль и др.). Ср. Эвдемонизм.
Лит.: Г о м п е р ц Т., Греческие мыслители, т. II, П., 1913, гл. IX; Гюйо М., Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями, П., 1899; Плеханов Г., Очерки по истории материализма, М.—Л., 1931.
ГЕДРО'ЙЦ, Константин Каэтанович (1872— 1932)—выдающийся почвовед, агрохимик; был проф. Лесного ин-та в Ленинграде, директором Почвенного ин-та Академии наук, президентом Международного об-ва почвоведов, членом Ака­демий наук СССР и УССР. Написал более 80 печатных работ, из которых многие являются классическими в области коллоидного почвове­дения и анализа. Создал учение о почвенном по­глощающем комплексе, которое легло в основу агрохимии, разрешило ряд вопросов: о взаимо­отношении между почвой, удобрением и расте­нием, о динамике почвенных процессов и о почвообразовании. Г. работал также по вопро­сам происхождения солончаков, солонцов и их мелиорации. Г. много работал также как член Ленсовета и член президиума ВАРНИТСО (Все­союзной ассоциации работников науки и тех­ники для содействия социалистическому стро­ительству СССР).
ГЕЕ'ННА               еевр.)—преисподняя, ад.
«Г ЕЗ Е' Л Ь Ш АФТ» (cGesellschaft»—Общество)— германский социал-демократический ежемеся­чный журнал, выходивший в Берлине. Осно­ван в 1924 (под редакцией Р. Гильфердинга). «Г.» был ведущим теоретическим органом гер­манской с.-д-тии в послевоенный период. «Г.» при возникновении поставил задачей, по оп­ределению самой редакции, пропаганду хоз. демократии и организованного капитализма, укрепление влияния профсоюзов, в особенности их бюрократии, как истинных представителей гос-ва (буржуазного) и борьбу против боль­шевизма. Постоянными сотрудниками «Г.» были Каутский, Брейтшейд, Т. Деккер (псевдоним русского меньшевика Денике) и как специалист по травле СССР—Абрамович. После фашист­ского переворота (янв. 1933) прекратил свое существование.
ГЕ'ЗЫ («нищие»)—в эпоху Нидерландской ре­волюции вначале презрительная кличка ни­дерландских дворян, подавших в 1566 намест­нице Нидерландов Маргарите Пармской пети­цию о прекращении религиозных преследо­ваний и об общем смягчении режима, а в ходе революции—боевое имя повстанческих отрядов, боровшихся с испанцами. Морские Г.— нидерландские повстанцы, боровшиеся с испан­цами на море и частью обратившиеся в мор­ских пиратов.
ГЕ'ЙДЕЛЬБЕРГ (Heidelberg)—гор. в герман­ской республике Баден, на р. Неккар, ж.-д. узел близ Маннгейма; 85 т. ж. (1933). Самый старинный и один из лучших ун-тов в Германии (осн. 1386). Производство хирургич. инстру­ментов, вагоностроение, кожевенная, химиче­ская промышленность.
ГЕЙДЕЛЬБЕРГСНАЯ ПРОГРАММА—програм­ма германской социал-демократии, принятая ею на съезде в Гейдельберге в 1925 после со­вершенного (в 1922) объединения «социал-демо-



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.