49
ГЕ11Н Е- ГЕККЕЛЬ
50
1               иные и даже либерально-бурж. лите-вды и критики пробовали либо отри-
либо искажать значение его творчества. Революц. марксисты (начиная от Маркса и Эн­гельса) всегда признавали Г. великим революц. гом. Несмотря на всю двойственность Г., на все его противоречия, многие стороны его творчества близки пролетариату и ценны до сих пор. Осовенно поучительна для нас полит, са­тира Г., где он с беспощадной иронией разобла­чает «старый мир эгоизма и эксплоатации». По­литическая лирика Г.—высокий образец бое­вой, классово направленной литературы.
Стихи Г. переводились многими русскими поэтами: Лермонтовым, Тютчевым, Михайло­вым, Плещеевым, Блоком и др. Полное собр. соч., пер. под ред. П. В е й н б е р г а, т. I—VI,
2 изд., СПБ, 1904; Стихотворения, изд. «Acade-
mia», M.—Л., 1931.
Лит.: М е р и н г Ф., Мировая литература и проле­тариат, М., 1924; Коган П., Очерк по истории за­падно-европейских литератур, 10 изд., М.—Л., 1931; Ф р и ч е В., Сочинения, т. II—Очерки развития запад­ных литератур, М., 1931; Книпович Е., Генрих Гейне, М.—Л., 1931.                                    Е. Книпович.
ГЕЙНЕ (Heine), Томас Теодор (р. 1867)—нем. рисовальщик. Смелый и уверенный график-карикатурист, участник мюнхенского сатири­ческого журнала «Симплициссимус», Гейне ед­ко бичевал нравы нем. буржуазии и бюрокра­тии эпохи Вильгельма II.
ГЕЙРАТИ (р. 1905)—соврем, узбекский про­летарский писатель. Печатается с 1921. Издал 4 сборника стихов: «Голос свободы» (1927), «Ме­лодии жизни» (1928), «Темп» (1931), «Огненные дела» (гЭ32). Пьеса Г. «Овладеем» заняла вто­рое место на республиканском театральном кон­курсе и идет на сцене узбекского театра. Г. принадлежит также ряд рассказов и повестей. ГЕ'ЙСЛЕРОВЫ ТРУБКИ—трубки с разрежен­ным газом, светящимся при пропускании через него электрического тока. На­званы по имени немецкого ме­ханика - стеклодува Генриха Гейслера (1814—79). Гейсле-ровы трубки очень удобны для наблюдения спектра газов. См. Разряд электрический, Свет Мура.
ГЕ'ЙША—профессиональная певица и тан­цовщица в т. н. чайных домиках Японии.
ГЕКАТО'МБА—у древних греков жертвопри­ношение из ста волов. В переносном смысле— массовое убийство или гибель многих людей. ГЕКЗА'МЕТР—стихотворный размер в древ­негреческой и римской поэзии, состоящий из 5 полных дактилей (стопа из одного долгого и двух кратких слогов) и последнего усеченного. Каждая из первых четырех дактилических стоп может заменяться двусложной стопой из двух долгих слогов (спондеем). Г. делится цезурой на два полустишия. Г. употреблялся в эпосе, идиллии и др. Г. встречается с 18 века и в новоевропейских литературах (немецкой, рус­ской), преимущ. в переводах древних поэтов (рус. пер. «Илиады» Гнедича, «Одиссеи» Жу­ковского и др.). Г. новоевропейских литератур превращается в своеобразный вид тонического стиха, т. к. долгие слоги заменяются ударяемы­ми, краткие—безударными, вместо спондея употребляется хорей. Пример Г.: «Гнев,о боги­ня, вос1п6й Ахил|лёса Пелёева сына» (пер. «Илиады» Гнедича).
ГЕ'ККЕЛЬ (Haeckel), Эрнст : (1834—919)— знаменитый немецкий зоолог и воинствующий материалист, перестроивший всю биологию на
основе эволюционного учения. С 1862 по 1909— проф. ун-та в Иене. Уже в первой своей боль­шой работе о радиоляриях (1862) Геккель пы­тается применить эволюционную теорию и в частности дарвинизм к построению родослов­ной этой группы простей­ших. В 1866 он выпускает капитальный труд «Общая морфология организмов», в котором последователь­но проводит эволюцион­ную точку зрения через все области биологии, обосно­вывает учение о само­произвольном зарождении жизни («архигония»), дает уточненную формулировку биогенетического закона. Особенно широкую по­пулярность эти идеи Геккеля приобрели с вы­ходом его знаменитой «Естественной истории миротворения» (1868), в к-рой он подробно обо­сновывает и свои схемы родословных деревьев различных групп животного мира. В ряде дальнейших работ по систематике, эмбриологии •и анатомии губок, медуз, сифонофор и др. бес­позвоночных животных Геккель широко исполь­зует биогенетический закон и метод родослов­ных деревьев и обосновывает свою теорию «га-стреи», доказывающую происхождение всех многоклеточных животных от гипотетического «двухлисткового» предка, по строению подоб­ного гаструле. В 1874 Г. в своей «Антропоге-нии» дает смелую трактовку проблемы про­исхождения человека с точки зрения эволю­ционной теории. Он использует обширнейший материал, доказывающий животную природу человека, обосновывает родство человека с че­ловекообразными обезьянами, делает первую попытку построения родословного дерева чело­века. Это сочинение особенно обострило начав­шиеся еще в связи с предыдущими его выступле­ниями ожесточенные нападки на Г. со стороны клерикалов и реакционеров. Г., с самого начала своей деятельности объявивший войну рели­гии и старой додарвиновской биологии, энер­гично продолжал защиту дарвинизма. Блестя­щий литературный и ораторский талант Г., соединенный с глубокой научной аргумента­цией, способствовал исключительному успеху и распространению его взглядов. Хотя Гек­кель в своей 'защите дарвинизма доказывал его «политическую безвредность», его «направлен­ность против социализма», решающую роль в распространении его сочинений, пользовав­шихся успехом и в рабочих кругах, сыграли не эти его реакционные политические взгляды, а его революционность в биологии, его горя­чая проповедь естественно-исторического ма­териализма и борьба с церковью. Свой мате­риализм Г. называл монизмом и противопо­ставлял его идеалистическому дуализму. От­вергая понятия «души», «бога», «свободы воли», «бессмертия», Г. считал единственной реаль­ностью «субстанцию», которая представляет со­бою единство материи и энергии. Одушевлен­ность в некоторой чрезвычайно простой фор­ме есть свойство всякой материи, но только в органической материи она получает явно вы­раженную форму ощущения, и только у живот­ных, с развитием мозга, она становится созна­нием. Несмотря на механистичность материа­лизма Г., его работы сыграли большую роль в распространении естественно-исторического материализма. Его книги «Мировые загадки»,



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.