497    ГРЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО-ГРЕЧИХА    498

После победного исхода Греко-персидских войн (середина 5 в. до хр. э.) наступает эпоха экономического и культурного расцвета греч. городов-республик. Центром греч. культуры , становится торговый центр морской державы і

Храм Зевса в Олимпии (реконструкция).

Дорический стиль.

Афины, куда стекаются все лучшие художественные силы. Заново отстраивается Акрополь (кремль), воздвигается храм Афины-Девы (Парфенон)—-одно из высших достижений мировой архитектуры. В скульптуре реалистич. тенденции разрушили старые схемы. Великне мастера различных греч. школ (Мирон, Фидий, Поликлет и др.), разрешая задачи пропорции человеч. тела, ритма, движения и покоя, взаимоотношения тела и одежды, создают классические образцы скульптуры («Метатель диска», «Копьеносец», «Афпна-Дева», «Зевс Олимпийский», «Ника» и др.). Стпль искусства эпохи расцвета афинской рабовладельческой «демократии» (т. н. «классика») характеризуется

Памятник Лиси-

крата (коринфский стиль).


Храм Афины-Нвки в Афинском акрополе д    (ионический стиль).

монументальностью и строгостью формы, уравновешенной, спокойной композицией, сдержанностью движений, идеализацией образа.

Пелопоннесская война (поел, треть 5 в. до хр. э.) надламывает силы Афин. Уже намечаются признаки упадка античных ^демократических» городов-республик и перспективы будущей гегемонии Македонской монархии. На первое место выдвигается отдельная индивидуальность. Искусство теперь — одно из средств наслаждения и украшения жизни. Художники ищут изысканных форм, линий и композиций, игры светотени» живописных приемов обработки материала («Гермес» Праксителя). Классическим, образцовым типом является стройный, эластичный «Апоксиомен» Лисиппа, сменивший крепкого, мощного атлета Поликлета. Меняются сюжеты. Появляется изображение обна-! женного женского тела («Афродита Книдская» Праксителя). Уделяется особое внимание отображению на лице внутр. мира страстей и настроений (головы Скопаса). Широкое развитие получает портрет (портрет Демосфена и др.).

В последней трети 4 в. до хр. э. Греция под гегемонией Македонской монархии входит в. состав огромного мощного государства, включавшего древние культурные страны Востока. Наступающий период эллинизма и эллинистического искусства характеризуется взаимным проникновением культур Греции и Востока. В новых торгово-промышленных цен-' трах—Александрин (Египет), Антиохии (Сирия), Пергаме (М. Азия), на острове Родосе— і возникают художественные центры (пергам-I ская, родосская, александрийская школы). Искусство, пред-I назначенное для узкого при-I вплегированного круга-—вер-I хушки торгового класса, выс-I шего чиновничества и новой I придворной знатн,-—отличается утонченностью. Создается j реалистический портрет (бюст).

Официальное придворное ис-I кѵсство задается целью возве-! лпчивать монархию. Героиче-] ская, приподнятая тематика j (рельефы большого фриза пер-J гамского алтаря, «Ника Само-I фракийская», «Лаокоон» и др.)

I выливается в сложных компо-I зициях, в пафосе бурных дви-I женпй, смелых поз, живописной одежды. Слабость общественной жизни, преобладание узких, личных интересов находят свое отражение в искусстве, где тематика любви (эротика), игры и веселья воплощается в легких, изысканных, манерных позах и жестах, красивых, юных образах («Эрот и Психея», «Мальчик с гусем» и др.). В архитектуре наряду с дорийской и ионической колоннами появляется коринфская с ее нарядной капителью (см. Ордер).

О монументальной живописи, почти не со-! хранившейся, мы знаем по литературным источникам (Плиний, Павсаний), которые оставили нам имена и описание произведений великих живописцев (Полигнот, Зевксис, Апеллес и др.). Представление о греч. живописи дают также более поздние италийские (римские-и помпейские) фрески (стенные росписи) и греческие росписные вазы.

Лит.: В а з е р О., Греческая скульптура в ее главных произведениях, М., 1914; Леви Э., Греческая скульптура, П., 1915; Вальдгауэр О., Античная скульптура, П., 1924; Ш у а з и О., История архитектуры, том I. М., 1906; Ш м и т Ф., Греческое искусство, Большая сов. энциклопедия, т. XIX (см. раздел VIII, ст. Греция); Бузескул В., Открытия 19 и начала 20 века в области древнего мира, ч. 2—Древне-греческий мир, П., 1924; М и х а з л и с А., Художественно-археологические открытия за 100 лет, М., 1913. С. Разумовская.

ГРЕЧИХА, пли греча, Fagopyrum escu-lentum—травянистое растение из сем. гречишных, из плодов получают гречневую крупу (ядрицу), смоленскую и др. и*гречневую муку. Во время цветения Г. высоко медоносна, культивируется повсюду в СССР, особенно на Украине, в ЦЧО, в 30, в Татарской и Башкирской АССР. ІІо сравнению с дореволюц. временем сборы Г. повысились с 1.152 тыс. т (1911— 1915) до 1.312 тыс. т (1931). Засев увеличился с 1.910 т. га (1913) до 2.220 т. га (1931). Г. более




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.