521    ГРУЗИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ми об Амиране и о Ростоме, а также историческими песнямп. Сюжетика эпоса о богатыре Ростоме обнаруживает значительные иранские влияния (Рустем). Оба героических цикла сохранились в смешанном сказочно-песенном виде. К историческим песням относятся тутпет-ские песни о героях борьбы грузинских горцев с лезгинами, ингушами и чеченцами, циклы старинных песен о Тамаре и др. Более поздние—песни об Арсене, разбойнике из беглых крепостных.

Вопрос о времени зарождения груз, письменности в науке пока еще не разрешен. Часть исследователей относит введение грутз. алфавита к периоду7 за несколько столетіій до хр. э. (Джавахншвили, Марр), другие (проф. Кеке-лндзе), связывая вопрос о возникновении груз, письменности с распространением в Грузии христианства, относят введение алфавита к 1-й четьерти 5 в. Однако дошедший до нас древнейший памятник Г. л., относящийся ко 2-й пол. 5 века, своей художественной зрелостью свидетельствует о длительном подготовительном периоде. Образцы древнейших памятников восточной христианской лит-ры, переведенные с греческого, сирийского и др. языков, сохранились в большом количестве. В них наряду с церковной пропагандой проявляется и апологетика светско-феодальной власти. Наиболее значительными произведениями этой лит-ры являются: сМучешгчество св. Шушаянки» просвитера Якова (5 в.), «Мученичество Евстафия Мцхетского» (6 в.) неизвестного автора п др. Наряду с агиографией (жития святых) в этот период широко развиваются апокрифическая литература п церковная поэзия. К 10 веку восходит ряд знаменитых гимнопнспев (Иоанн Мішчхп, Иоанн Мтбеварн, Мпкаел Модрекнлп и др.).

С подчинением церкви влиянию светской власти (12 в.) церковная Г. л. теряет господствующее положение. Зарождается и широко развивается феодально светская лит-pa, находящаяся под влиянием персидской и др. лит-р мусульманского Востока. Первые грузинские рыцарские романы («Амиран-Дареджаниани», Висрамнанп.) были вольными переводами с персидского с ярко выраженным национальным колоритом. С объединением феодальной Грузил (11—12 вв.) особенное развитие получает придворная псэзия (поэт ІПавтелп, Чахрухадзе и др.). Наиболее совершенный образец этой поэзии представляет гениальное произведение Шота Руставели—поэма «Вепхвис-Ткаосани» (Барсова кожа). Внутренние междоусобия и нашествия монголов, персов и турок, их продолжительное господство в Грузии (в 13—15 вв.) и последующее раздробление Грузии привели к упадку груз, феодальной культуры, в частности грузинской литературы.

В конце 15 и нач. 16 вв. лнт-ра -Вост. Грузни, попавшая в сферу полит, влияния Персии, развивается довольно плодотворно, в то время как западная и в особенности южная части Грузии, находившиеся под сильным влиянием мусульманпзашш, в значительной степени отстают в культурном отношении. К этому периоду относится творчество Теймураза I (1589— 1663), обогатившего Г. я. переводами персид-< ких классиков п вместе с тем положившего начало оригинальному национально-иеторич. направлению. Поэт Арчила (1647—712) явился продолжателем этого направления («Нравы Грузии»), Наибольшее развитие напионально-нсторпч. эпос получил в произведениях лирика идидакта Д. Гурамишвили (18 е.). Представителями морально-дидактического направления являются и Сулхан-Саба Орбелиани (1658— 1726), которому принадлежит популярный сб. басен и прртч «Мудрость лжи», и Мамука-Ба-раташвили (18 в.), создавший груз, нормативную поэтику^ по,образцу франц. классицизма (Буало) н ставший вместе с Гурамиіивили реформатором груз, версификации. Взамен традиционных книжных метров они вводят легкие размеры народных песен. Последним классиком груз, поэзии феодальной эпохи является Габашвили, известный также под именем Бесики [1751—91(93)], в лирике которого отразилось упадочное настроение уже вырождающейся дворянской аристократии. А. Барамидзе.

Со времени аннексии царской Россией Грузни (1801) начинается новый период в истории Г. л. Господствующим течением становится романтизм, который отразил настроение теряющего свою мощь и самостоятельность груз, дворянства. Наиболее выдающимися писателями были А. Чавчавадзе (1786—846) и Г. Орбелиани (1805—83). Последним представителем груз, романтизма был Вахтанг Орбелиани (1812—90). Совершенно особняком стоит выступивший в этот же период дворянский поэт Н. Бараташвили (1816—45), отразивший обреченность своего класса.

С 50-х тт. 19 в., в связи с развитием капиталистич. отношений в Грузии, начинается коренная ломка всей груз, общественной жизни. В лит-ре на смену романтизму приходит реализм, основоположником к-рого является Г. Эристя-ви (1811—64), отразивший идеологию просвещенного груз, либерального дворянства. Патриотизм и критика патриархального быта— основные мотивы его творчества. В этот же период в Г. л. пачинаетсядвижение мелкобурж. демократических слоев. Первым выступил в лит-ре с резким протестом против крепостного права Д. Чонкадзе (1830—60). Его произведение «Сурамская крепость» сыграло значительную роль в груз, общественной жизни, оказав большое влияние на позднейшую революционную литературу. В этот же период совершенно особняком как писатель, взявший объектом своего творчества класс нарождающегося торгового капитала, стоит Л. Дрдазиани (1818— 1870), отразивший в своем творчестве либераль-по-буржуазную идеологию (роман «Соломон ІІсакігч Меджгануашвили»).

В 60-х гг. на сцену выступило молодое поколение дворянской интеллигенции, т. н, «терг-далеулнн» (Терги—Терек, «тергдалеулни»—напившиеся воды из Терека, т. е. побывавшие в России). Вожди этого направления (И. Чав-чавадзе. А. и Г. Церетели, Н. Нпколадзе и др.) в разной мере испытали на себе и отразили в Г. л. влияние российского либерально-демо-кратнч. движения 60-х гг. Глава направления Чавчавадзе—крупнейший поэт, прозаик, публицист. общественный деятель — выступил в лнт-ре с рядом произведений, в к-рых отразился протест против крепостного права. Однако впоследствии Чавчавадзе перешел на откровенно консервативную позицию, резко выступая против развивающегося революционного движения и новой революционно-художественной литературы.    »

В 60-х гг. выступление «тергдалеулни» имело большое прогрессивное значение. Они обрушились на старую литературно-политическую




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.