ГРУЗИНСКИЙ ЯЗЫК—ГРУЗИНСКОЕ ИСКУССТВО    53S

Резким поворотным пунктом в истории грузинской театральной культуры явилась советизация страны (1921). Появление крупного режиссера К. А. Марджанова (Марджанишвили) и наряду с ним выступление молодого режиссера А. Ахметели создают новую страницу в истории Г. т. Марджанов совместно с Ахметели стал во главе актерской корпорации «Дуруджи» (впоследствии 1-й Нац. академический театр им. Руставели), выступившей с театральной декларацией в 1923. Господствовавшая до этого на грузинской сцене рутина старых форм сценического мастерства, эт-нографич. бытовизм и узко нацноналистич. драма постепенно изживаются. Театр борется со ■старыми традициями театрального натурализма и ложноклассицизма средствами т. н. «синтетического театра», привнесенными на грузинскую сйену К. А. Марджановым. Ставятся как грузинские, так и европейские авторы экспрессионистской школы («Лонда», «Малыптрем» Г. Робакидзе. «ІПпигельменш» Верфеля, «.Человек-масса» Толлера, «Таз» Кайзера и др.).

В 1926 во главе театра пм. Руставели стал А. Ахметели. Такие постановки, как хоральная драма Г. Робакидзе «Ламара> (по сюжету известной поэмы Важа-Пшавелы «Змееед»), «Анзор», переделка С. Шанпшашвили пьесы Вс. Иванова ^Бронепоезд», «Разлом» Лавренева, «Загмук» Глебова и др., свидетельствуют о постепенной пдеологич. перестройке театра. Включение в его репертуар пьес оригинальных груз, пролетарских драматургов П. Самсонид-зе, Машашвили вывели театр на подлинные сов. позиции.

В 1928 К. А. Марджанов организует в Кутанеє 2-й Гос. театр (ныне 2-й Гос. театр им. Марджанова в Тифлисе). Сб смертью Марджанова <1932) во главе этого театра становится корпорация молодых режиссеров. Последняя постановка этого театра «Гурия»—монтаж Ш. Да-диани из повестей Ниношвили—в ярких, выразительных театральных образах рисует историю революционной борьбы Грузии (1905).

Кроме двух академических театров существуют еше Театр юного зрителя под руководством А. Такайшвили, Театр сатиры в Тифлисе и большое количество драматических кружков при районных клубах в самых глухих угадках республики. Параллельно с этим существуют: Большой оперный театр, государственные драматические тюркский и армянский и русский рабочие театры.

Лит.: Тавзарашвили Г., Грузинский театр, М., 1930; А м а г л о б е л и С., Грузинский театр, М., 1930; Сослана Ш., Грузпнешш театр в прошлом, «На рубеже Востока», Тпфлнс, 1930, 11—12. Ш. Сослани.

ГРУЗИНСКИЙ ЯЗЫК — принадлежит вместе с мегрело-чанским и сванским к особой ветви коренных языков Кавказа. Г. я. характеризуют: в звуковом отношении—существующие и в других кавказских языках т. н. надгортанные и мягконёбные согласные; в морфологии— развитая система спряжения н способность глагольных форм выражать не только лицо действующее, но и то, на к-рое (или в падьзу которого) действие направлено; в синтаксисе—своеобразная конструкция фразы (если глагол стоит в прошедшем времени). Соврем, литературный Г. я. выработался в 19 в. йа основе древне- и среднелитературного языка, прослеживаемого на памятниках письменности с 5 по £» вв., и представлен богатой новогрузинской литературой. Г. я. является языком большинства населения Грузинской ССР; им пользуются, помимо грузин в тесном смысле, сваны, частично мегрелы, лазы, осетины (Юж. Осетии) и некоторые мелкие народности Сев.-зап. Дагестана. Г. я. дробится на значительное количество геворов, разница между к-рыми незначительна. Наиболее обособлены архаичное горное наречие хевсур и наречие ингилойцев Азербайджана. В революционные годы Г. я. весьма обогатился в отношении своего словарного запаса в части научно-технической и советской терминологии. Ср. Яфетические языки.

Лит.: Мирианишвнли П., Практический курс грузинского языка, 2 изд., Тифлис, 1915; Орбели-а н и С., Грузинский словарь, Тифлис, 1928; Ч к о н и я И., Грузинский глоссарий, СПБ, 1910; Чтбинов Д., Грузино-русский словарь, [2 изд.], СПБ, 1887; его же, Русско-грузинский словарь, [2 изд.], СПБ, 1886; М а р р Н., Грамматика древнелитературного грузинского языка, Ленинград, 1925.    А. Генко.

ГРУЗИНСКОЕ ИСКУССТВО. Древнейшие памятники Г. и. восходят к позднеантичной эпохе (декорировка пещер в Уплис-цихе и др.). Г. и. феодальной эпохи (с 4 в.) выработалось

Церковь з Атени.

под влиянием мало-азиатского, персидского (сассанидского), древнеармянского и византийского искусств. Наиболее распространенным типом церковной постройки феодальной эпохи, выработавшимся в 4—6 вв., является базилика и центрально-купольное здание с крестообразным или звездообразным планом. В 10—

11 вв. выраоатываются несколько видоизмененные формы храма, представляющие комбинированный тип центрально-купольного здания с удлиненной базиликой, а также тип храма с многогранным пирамидальным покрытием. Некоторые постройки сохранили богато декорированные порталы, притворы и др. Известны также остатки феодальной гражданской архитектуры— дворцовые сооружения, крепости, трапезные и др. Искусство миниатюры, мозаик, резьбы имеет следы персидских (сасса-нндских) и византийских влияний.

С потерей пошт, самостоятельности (конец

18 и начато 19 вв.) распад традиций церковнофеодального искусства ускоряется. Развитие в Грузни денежного х-ва и капиталистич. отношений характеризуется зарождением нового искусства капиталистич. эпохи. Так, в портретах дворянской знати начала 19 в. наряду с плоскостной манерой трактовки и изредка остротой портретных характеристик характерна тщательная передача груз, типов и выписка аксессуаров. Во 2-й пол. 19 в. дворянско-бурж. искусство развивается под большим влиянием русского реализма, проявившегося в бытовом жанре и пейзаже.




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.