стихотв., СПБ, 1884; Собр. стихотв., под ред. Тхоржевского, Тифлис, 1895. По случаю исполнившейся в 1935 пятидесятилетней годовщины смерти Гюго изд. «Academia» выпускает избр. соч. в 2 тт., Гослитиздат — сб. стихов (пер. Шенгели) и избр. произведения в 1 т.

(сб. «Высшее сострадание»), навлекая на себя ненависть буржуазии. Похороны его (1885) были апофеозом поэта и общественного деяте-ля-демократа.

Широкая популярность Гюго была связана не только с богатым поэтическим наследием, им оставленным, но и с либерально-гуманитарными убеждениями, защищавшимися Гюго. Он всю жизнь боролся против смертной казни, за «вечный мир» и «соединенные штаты» Европы. Творчество Г. чрезвычайно разнообразно: оно обнимает лирику, сатиру, эпос, драму, роман, публицистику и др. Лирика Г. (сб. «Восточные стихотворения», «Осенние листья», «Внутренние голоса» и др.) посвящена не только мотивам интимной поэзии, но является живым откликом на вопросы общественной жизни (борьба за политическую и национальную свободу, за примирение народов и т. д.). Вершины своего поэтического творчества Г. достиг в годы изгнания. «Кары» (1852)—книга бичующей сатиры, полная гнева и печали; она направлена против презренного и ненавистного узурпатора (Луи Наполеона);лирич. сборник «Созерцания» (1856)—книга философского раздумья, примирения с жизнью и ее испытаниями, со смертью близких. Циклы лирико-эпических поэм «Легенда веков» (1-Й цикл—1859, 2-Й—1877, 3-Й— 1883)—символическая картина развития человечества, «восхождения человека от мрака к идеалу», борьбы исчадий «мрака»—насильников, царей, жрецов—и поборников «света» и идеи, «странствующих рыцарей». Завершением «Легенды» является посмертная (незаконч.) поэма «Конец Сатаны», в к-рой искупление мирового зла завершает историю прогресса человечества победой свободы.

Хотя в литературном творчестве Г. большое место занимает драматургия, однако его достижения в этой области сохраняют лишь историческое значение. Предисловие к «Кромвелю» (1827)—манифест романтической школы в ее борьбе с ложноклассицизмом; бой с приверженцами старины был дан на первом представлении «Эрнани» (1830), за которым последовали: «Король забавляется», «Рюи Блаз», «Бург-графы» и др.

Еще большее место в творчестве Г. занимают его романы. Историч. роман «Собор парижской j богоматери» (1831)—колоритная картина эпохи позднего средневековья. Большой роман «Отверженные» (1864, 10 тт.)—широкое полотно, на котором дано изображение бурной жизни Парижа первых десятилетий 19 в. Борьба со стихийными силами природы изображена в ••«Тружениках моря», человеческая жестокость и аристократическое высокомерие—в «Человеке,который смеется» (1869). Последний роман Г.—«93-й год» (1873)—дает картину гражданской войны в эпоху Французской революции (Вандейское восстание).

Г. много сделал для освобождения и обогащения франц. поэтического языка. Его словарь отличается поразительным богатством. Излюбленные стилистические приемы Г.—контраст, антитеза и метафора. Это придает его языку необычайный рельеф и выразительность. Если язык Г. страдает нередко известной риторичностью, то богатство и сила воображения делают Г. одним из величайших поэтов 19 в.

На рус. языке: Соч., под ред. П. Вейнберга и И. Лучицкого, 24 тт., Киев, 1904; Соч., под ред. П. Когана, изд. «Просвещение», СГІБ, 1913—14; изд. Сытина, М., 1915; Собр. избр.


581


682


гюго—гюпо


Лит.: идеалистпч.—В еселовский А., Этюды и характеристики, т. II, 4 изд., М., 1912; Коган И., Романтизм и реализм в европейской литературе XIX в., М., 1923: марксистская—Л ѵвачарский А., История западно-европейской литературы в ее важнейших моментах, т. II, М., 1924; Фрпче В., Очерк развития западных литератур, 4 изд., [Харьков], 1930; Ну сипов И., Проблема исторического романа (В. Гюго и А. Франс), Москва—-Ленинград, 1927; Н е к о р а Л., Социальный роман Виктора Гюго, «Печать и революция», ^іосква, 1927, кн. 2.    к.

ГЮИСМА'НС (Huysmans), Жорис Карель (1848—907)—франц. писатель. Был чиновником, последние годы жил в монастыре. В начале лит. деятельности принадлежал к натуралистической школе, группировавшейся вокруг Зола. В романах «Наоборот», «Там внизу» (1891) он становится поэтом искусственных настроений, извращенной фантазии и мистических исканий. В романе «В пути» изображается обращение «заблудшего», возврат в лоно католицизма. В своем творчестве Г. выражает настроения той части рантьерской буржуазии, которая лишь в возвращении к прошлому и j к его вере находит выход из обострившихся

1 противоречий соврем, капиталистич. общества.

Лит.: Фрпче В., Очерк развития западных литератур, 4 изд., [Харьков], 1930; его же, Поэаия кошмаров и ужаса, СПБ, 1912.

ГЮИСМА’НС (Huysmans), Камиль (р. 1871)—

і бельгийский социалист, проф. философии, до j Мировой войны—секретарь Междунар. социа-! листич. бюро в Брюсселе. В период войны занимал двусмысленную позицию между социал-патриотизмом официального парт, руководства и заигрыванием с германофильским фламандским национализмом. В 1917—один из организаторов несостоявшейся Стокгольмской конференции, за которой стояло герм, пр-во. В 1926—мин. народного просвещения в коалиционном пр-ве Пулле—Вандервельде, потом в пр-ве Жаспара; один из вождей правого крыла бельгийской социал-демократии, ярый ненавистник СССР. В. наст, время (1935) — бургомистр гор. Антверпена.

ГЮ'ЙГЕНС (Huyghens), Г е й г е н с, Христиан (1629—95)—выдающийся голландский математик, физик и астроном.


. Ему принадлежат много-числ. труды по вычислению площадей конических сечений, по теории вероятностей, «Трактат о свете», а также усовершенствование астрономической трубы, применение маятника в часах и т. д. Особенное значение имеет Г. как один из создателей волновой теории света.

ГЮЙ0' (Guyau).JKaH Мари(1854—88)—франц. философ и поэт, представитель идеалистического эволюционизма. Важнейшие работы Г. посвяпіены вопросам морали, эстетики, религии и воспитания. Основной мыслью, проникающей все его произведения, является убеждение в творческой силе жизни. В основе жизни, по Г., лежит стремление к ее сохранению, росту, воспроизведению и расширению. Самая интенсивная жизнь есть в то же время самая экстенсивная: кто напряженнее живет в себе, тот шире живет для других. Основываясь на при-




•19



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.