601    ДАЛТОН-ПЛАН—ДАЛЬНЕВИДЕНИЕ    602

значение имеет с. х-во, в частности скотоводство (47% площади под пастбищами), разводят овец и коз. Основная земледельч. культура— кукуруза. Основная рыночная с.-х. культура Д.—виноград. Развиты садоводство, табаководство, культура хризантем и рыболовство. Пром-сть Д. слабая. Добывают боксит, мрамор, асфальт. Рабочих около 30 т. Гл. предметы вывоза: вино, оливковое масло, хризантемы, фрукты, виноград, каштаны, вишни, абрикосы.

В древности Д. была частью римской пров. Иллирии, затем входила в состав Византийской империи. В 7 в. стала заселяться сербохорватами. В 11 в. Д. завладели венецианцы, основавшие на ее побережьи свои торг. пункты. В 11 в. Д. завладели венгры, но в нач. 15 в. венецианцы восстановили в Д. свою власть. Венецианцы наложили на культуру страны заметный отпечаток. Особую республику под верховенством Венеции составлял торговый город Дубровник (Рагуза), достигший значительного экономич. и культурного развития. Попытки Турции овладеть всей Д. не имели успеха. В 1797 Д. перешла к Австрии, к-рая владела ею (с перерывом в Наполеоновскую эпоху) до 1918. С 1814 по 1918 Д. была вместе с Истрией важнейшей морской базой Австрии (морская крепость Каттаро). По Лондонскому соглашению 1915 Антанта обещала Италии всю Д. за вступление в войну против Австрии и Германии. В 1918, после долгих переговоров, почти вся Д. вошла в состав Югославии. Италия получила гор. Зару (Задар) с небольшим районом и часть островов. В наст, время Д.—предмет притязаний птал. империализма в целях укрепления его господства в Адриатическом м. В 1932 в Д. произошли крестьянские восстания партизанского характера.


ДАЛТОН-ПЛАН — буржуазная система воспитательно-образовательной работы, построенная на принципах капиталистич. конкуренции. Впервые Д.-п. проведен в школе гор. Далтона (США) американкой Паркхерст. Сущность Д.-п. заключается в такой орг-ции школьной работы, к-рая способствовала бы развитию у учащихся жесточайшего индивидуализма, соблюдению «собственного интереса», укреплению бурж. идеологии и морали. «Планирование» работы при Д.-п., подкупавшее нек-рых советских педагогов, представляет в особой форме планирование «своего» х-ва («подряды», «сроки», «объем работы», «график работы» и т. д.). Педагог, при Д.-п. отступает на задний план, поскольку центр тяжести переносится на анархическую «самодеятельность» учащегося.

ДАЛ У' (Dalou), Жюль (1838—902) —франц. скульптор. Участник Парижской коммуны, Д. бежал в Англию, где прожил несколько лет. По возвращении в Париж приступил к работе над памятником «Торжество республики» (открыт в предместьи Сент-Антуан в 1899). «Памятник труду» остался незаконченным. В этих работах Д. аллегорический характер замысла и некоторых фигур тесно сплетается с реализмом в духе франц. романтической скульптуры.

ДАЛЬ, Владимир Иванович (1801—72)—писатель и лексикограф. Из литературного наследства Д. ценнее всего «Толковый словарь живого великорусского языка» (4 тт., 1 .изд., 1861—68; 4 изд., под ред. Бодуэна де Куртенэ, 1912—14). Д. работал над ним больше 40 лет. В отличие от Академического словаря (1847) Д. разрабатывал гл. обр. малоизвестные крестьянские и устарелые книжные слова и обороты.

Взамен иностранных слов Д. предлагает выисканные в диалектах или сочиненные им «русские» слова: «живуля» вместо «автомат», «гла-зоем, небозем, зреймо» вместо «горизонт» и т. п. Главной его заботой было обогащение, русского языка крестьянскими словами, причем он широко включает в «великорусский» словарь белорусские и украинские материалы. Всловаре имеется огромное собрание выражений профессиональных, технических и арготических (см. Арго). Недостаток лингвистической подготовки сказался в бессистемности распорядка слов и их значений, в излишестве неупотребительных производных слов, в неверных этимологич. объяснениях. Интерес представляет его сб. «Пословицы русского народа», М., 1862 (ок. 30 т. пословиц).

Как беллетрист Д. (псевд. Казак Луган-ский) обрабатывал народные сказки, использовал большой этнографич. материал, тяготея к сказовому стилю и фольклоризму. В иде-ологич. отношении Д. близок к официальному народничеству николаевской эпохи.

Полное собр. соч. Д. в 10 тт., СПБ, 1897—99.

Лит.: Пыппв А., История русской этнографии, т. I, СПБ, 1890; Гофман В., Фольклорный сказ Даля, в сб.: Русская проза, Л., <926; Венгеров С., Источники словаря рѵсскпх писателей, т. II, СПБ, 1910.

ДАЛЬВЕРЗИНСКАЯ СТЕПЬ—в Узбекской ССР (частично в Таджик. ССР), расположена по правому берегу реки Сыр-дарьи; с востока и севера Д. с. ограничена отрогами Чаткальско-го хребта. Д. с.—сильно всхолмленная равнина с плодородными почвами на 3. Среднее количество осадков 230 хм в год. Благоприятна для хлопководства при искусств, орошении. В

1933 площ, под посевами 21,8 т. га, в т. ч. под хлопком 13,2 т. га, под люцерной 5,1 т. га.

ДАЛЬКРО'З (Dalcroze), Жак-Далькроз, Эмиль (р. 1865) — муз. педагог и композитор. Широкую известность получил системой ритмической гимнастики, выдвинутой им как основной метод муз. воспитания. Ритмич. гимнастика Д.—система упражнений под музыку; полезна гл. обр. при работе с дефективными детьми; значение ее преувеличено.

ДАЛЬНЕВИДЕНИЕ, телевидение, теле-виз и я—видение на расстоянии движущихся изображений лиц и предметов живой действительности, причем передача этих изображений производится с помощью электрич. средств связи, аппаратами, удаленными от пункта приема на любое расстояние. Соврем, аппаратура Д., состоящая в основном из передатчика и приемника, основана на принципе разложения (развертывания) всего изображения на большое число отдельных элементов этого изображения, «точек», которые последовательно воздействуют на фотоэлемент. Световые импульсы превращаются при помощи фотоэлемента в электрические. Последние подвергаются усилению и затем передаются по проводу или без провода (помощью излучающей антенны). По достижении приемника эта серия электрич. импульсов (сигналов) снова подвергается усилению и преобразуется в изображение (рис. 1). Задачу свертывания отдельных элементов в одно целое изображение выполняет часть при1 ємного устройства, называемая телевизором. Время передачи одного изображения






Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.