637    ДАРВИНИЗМ—ДАРГИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА    6-38

своих высказываниях сам Дарвин грешил в этом отношении, признавая борьбу за существование и естественный отбор движущими силами развития человеч. об-ва. Маркс, Энгельс и Ленин, высоко оценивая Д., резко критиковали такие ошибки, вскрывая их классовую сущность и ненаучный характер. Эта критика приобретает особое значение в наше время, когда идеи социал-дарвинизма в виде так наз. расовых теорий легли в основу воинствующего фашизма. Виднейшие теоретики социал-фашизма, этой агентуры капитала (К. Каутский и др.), тоже примыкают к социал-дарвинпзму.

Мир животных и растений, с одной стороны, и человеческое об-во,—с другой, представляют два качественно разных этапа развития материального мира, в каждом из к-рых всеобщие законы действительности выражаются по-раз-ному. В органической природе эволюция сводится к развитию естественных органов животных и растений, в человеческом об-ве#она сводится гл. обр. к эволюции искусственных органов этого общества, т. е. к развитию его орудий производства. II в органическом мире и в человеческом об-ве происходят процессы естественного развития, но в органическом мире они имеют форму наследственных изменений, массового уничтожения и отбора приспособленных, в человеческой же истории они получают форму развития орудий производства, производительных сил, отношений собственности и классовой борьбы. Закономерности эволюции органического мира качественно отличаются от закономерностей развития общественных форм (так же, как и от закономерностей неорганического мира), а потому и частные методы изучения тех и других должны быть различны. В основе их как единственно научный всеобщий метод познания природы и об-ва, как учение о наиболее общих законах движения, как .логика и теория познания наук лежит материалистическая диалектика. Поэтому попытки нек-рых меныпе-виствующих идеалистов и механистов отождествить Д. и диалектический материализм, подменить материалистич. диалектику в биологии Д. не выдерживают критики. Эта ошибка, как и др. ошибки механистов (фактическое отождествление Д. с механоламаркизмом, плоское понимание процесса эволюции как «простого роста, увеличения, повторения», сведение эволюционных закономерностей к физиологическим и в конечном счете к физико-химическим, субъективистское понимание вида и т. п.) и м'еньшевиствуюших идеалистов (метафизический разрыв внутреннего и внешнего в связи с приверженностью к неодарвинизму, разрыв случайности и необходимости, ревизия Энгельсова учения о происхождении человека и др.), коренится в несостоятельности их пред лицом задачи: усвоив все ценное, все объективно истинное, «переработать критически» завоевания дарвинизма, «уметь отсечь их реакционную тенденцию, уметь вести свою линию и бороться со всей линией враждебных нам сил и классов», как учил Ленин. Основоположники марксизма, высоко оценивая Д. как одно из величайших достижений науки 19 в., подтверждав-піих диалектический материализм, не останавливались перед решительной критикой его порожденных буржуазной ограниченностью слабых сторон и непоследовательностей. Одной из основных задач марксизма в биологии является дальнейшая разработка Д. на основе марксистско-ленинской диалектики в борьбе против механицизма и меньшевиствующего идеализма. Эта задача имеет и высокое практическое значение, т. к. представляющие огромный практический интерес новейшие успехи селекции и генетики в области животноводства и растениеводства теснсС связаны с дальнейшим развитием и правильным применением Д., сторицей вознаграждающего практику за полученные им от нее в свое время предпосылки. Соц. строительство в СССР и расцвет соц. сельского х-ва от-, крывают перед этой задачей широкие возможности и безграничные перспективы, обеспечивая действительное развитие и беспрепятственное распространение Д.

Лит.: Дарвин Ч., Полное собрание сочинений, под ред. М. Мензбира, тт. I—ГѴ, М.—Л., 1925—29; У о л л е с А., Дарвинизм, М., 1911; Тимирязев К, Чарльз Дарвин и его учение, М., 1929; его же, Исторический метод в биологии, М., 1922; В е й с м а н А., Лекции по эволюционной теории, СПБ, 1-908 (содержит обоснование неодарвинизма); Джедд Д., Возникновение и развитие идеи эволюции. М., [1924]; Чулок С., Теория эволюции (Учение Ч. Дарвина), М., 1926; Плате А., Эволюционная теория, М.—Л., 1928; Не-

к р а с о в А., Борьба за дарвинизм, М__Л., 1926; Ко з о-

По л янский Н.,Дарвинизм, или теория естественного отбора, Вологда, 1925; его же, Диалектика в биологии, Ростов н Д., 1925; Дарвинизм и марксизм, под ред. А.Равич-Черкасского, Харьков, 1925; Зава-д о в с к и й Б., Дарвинизм и марксизм, Ы.—Л., 1926; А г о л П., Диалектический метод и эволюционная теория, 3 изд., М.—Л., 1931; Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, т. XIV, М.—Л., 1931 (см. Энгельс Ф., «Анти-Дюринг, и «Диалектика природы*); Памяти Дарвина (Сб., приняли участие М. Ковалевский, М. Мензбир и ДР.), М., 1910; Учение Дарвина и марксизм-ленинизм (Сб. ст., под ред. П. В а л е с к а л н а...), М., 1932; Маркс, Энгельс, Ленин о биологии (Хрестоматия. Сост. М. Айзупет и др.), М., 1933. И. Агол, А. Криницкий.

ДАРВИНОВ БУГОРОК—заостренное утолщение на наружном крае ушной раковины, встречающееся изредка у человека как остаток острой верхушки уха млекопитающих (сохранился у нек-рых обезьян, напр, макак). Представляет одну из стадий эмбрионального развития человеческого ѵха.

ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ—музей по популя-ризациц дарвинизма, осн. проф. Коте в Ї905 в Москве, находится в ведении Главнауки. Ценен большим количеством научных и художественных экспонатов, приспособленных к массовому зрителю. Задача Д. м.—популяризовать идею эволюции и дарвинизма. Музей отличается большой выдержанностью плана. Дефектами музея являются некоторые формалистические экспозиции.

ДАРГИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. — Дореволюционная литература даргинцев была преимущественно религиозной. Наиболее выдающимся среди религиозных поэтов был мусульманский мистик шейх Абдѵлах-Хаджи из аула Урахи. Его поэзия учила бедноту смирению и покорности, обещая за это небесное блаженство. Поэзия эта отражала идеологию феодализиро-вавшейся верхушки дагестанского аула.

Наряду с религиозной поэзией (первые сборники которой появились в нач. 20 в.) развивалось устное народное творчество, из к-рого выделялось индивидуальное творчество отдельных поэтов. Одним из наиболее известных до-революц. поэтов был Батырай из аула Урахи. Высокопарный стиль восточной лирики Батырай заменяет простым, будничным словарем крестьянского обихода, к-рый приобретает в его творчестве высокую поэтичность. Его поэзия овеяна грустью и болью за тяжелое положение бедноты. Лишь порою сквозь жалобы шроры-вается горькая сатира.

Только после Октября появляются в печати сборники произведений дореволюц. «поэтов




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.