640

ДАРГИНЦЫ—ДАРГОМЫЖСКП ft

639


(Батырая и др.) и нар. песен. С 1925 начинает издаваться первая газета на даргинском языке—«Даргинец». Из послеоктябрьских поэтов выдвинулся Р. Нуров из аула Сана-Махи. Человек нового склада, красный партизан, он наряду с произведениями из эпохи гражданской войны в ярких красках изображает дикость прошлого быта, власть шейхов и мулл, порабощение женщины (сб. стихов «Революционные песни» на даргинском языке). Временами Нуров отдает дань и нежнейшей лирике.


В 1932 начал печататься поэт Курбан Магомедов. Еще недавно кустарь-шапочник, он в наст, время усиленно работает в области музыки и лит-ры. Над учебной и детской литературой работает педагог Саид Омаров.

" Переводы на рус. яз. народных песен даргинцев: Хюркилинский язык, Тифлис, 1892; Дагестанские поэты, Сб. стихотворений, сост. Эфенди Капиев, под ред. Б. Астемирова, Махач-Ка-ла, 1932.    А. Тахо-Годи.

ДАРГИНЦЫ — 1) в более широком смысле одна из языковых групп дагестанских народов (даргинцы в тесном смысле, кубачинцы и кайтаки).

2) Преобладающая по численности народность даргинской группы—ок. 109 т. ч. (1926). Живут в Даг. АССР в 3 образованных нац. даргинских р-нах: Левашинском, Коркмаска-линском и Ураринском. Занятия Д.—земледелие, скотоводство, садоводство, кустарные промыслы и отходничество. Говорят на д а р-г и н с к о м яз. по одному из своих гл. наречий—уранхинскому, илихюркилинскому, раньше других исследованному, называвшемся также хюркилинским яз. До покорения их царизмом Д. составляли союз племенных «вольных обществ»во главе с выборным акушин-ским кадием, имевшим тенденцию к превращению своей выборной должности в наследственную. Номинально «вольные» племенные об-ва фактически зависели от различиях дагестанских феодалов, захвативших земли и горные пастбища. Классовая борьба с феодализи-ровавшейся племенной верхушкой, ведшаяся и до русского завоевания, особенно обострилась в период борьбы с завоевателями. «Выборные» правители вместе с имущими слоями даргинских об-в за полученные от царизма привилегии предали Д. поработителям. Октябрьская революция предоставила Д. полное пользование землями и в частности горными пастбищами и открыла Д. путь к соц. строительству и нац. возрождению. При сов. власти Д. получили школу на родном яз., развили на латинизированном альфавите литературу и пери-одич. печать и создали нац. театр.

Лит.: Уел ар П., Этнография Кавказа. Языкознание, том V—Хюркилинский язык, Тифлис, 1892; Жирков Л., Грамматика даргинского языка, Москва, 1926.    А. Тахо-Годи.

ДАРГОМЫЖСКИЙ, Александр Сергеевич <1813—69)—выдающийся русский композитор. Творчество Д. отразило глубоко противоречивые черты, свойственные бурж.-дворянскому либерализму 40—60-х гг.: прогрессивный характер его, с одной стороны, и органическую связь со старым строем жизни, феодально-крепостнической культурой,—с другой. Отсюда—характерная для Д. острая идейная противоречивость, половинчатость и нерешительность.

Проявив с детства исключительные способности и пристрастие к музыке, Д. уже к 17— 18-летнему возрасту определился как талантливый пианист и скрипач-ансамблист. Систематического музыкального образования Д. не получил, усвоив основы композиторской техники гл. обр. путем самообразования. Произведения Д. раннего периода—30—40-х гг. (оперы «Эсмеральда», «Торжество Вакха», ряд романсов и фортепианных пьес)—являются еще типичным продуктом дворян-еко-аристократич. искусства дореформенного времени с ярко выраженным влиянием франц. оперно-балетной музыки. Однако уже в 40-х гг. в воззрениях Д. намечается перелом в сторону серьезного, правдиво-драматического искусства, который связан с развившимися к тому времени и в др. областях культуры—литературе, живописи, публицистике—идейными бур-жуазно-реалистич. тенденциями. Это новое направление сильно сказалось и в музыкальном творчестве Д. 50-х гт. (опера «Русалка» и ряд вокальных композиций, как-то: «Свадьба»,«Старый капрал», «Червяк», «Паладин», «Титулярный советник» и др.). Опера «Русалка» (оконч. в 1855)—одно из наиболее значит, произведений Д.—является характерным проявлением противоречивой социальной природы творчества Д.; новая социальная тематика, ряд превосходных драматич. сцен, стремление к психологич. правдивости (свойства, делающие «Русалку» первой русской муз. драмой в собственном смысле слова) сочетаются в ней с условным схематизмом, декоративной зрелищностью ,салонно-романтич. сентиментальностью, фееричностью, которые скопированы Д. с парижских оперно-балетных образцов.

Романсы Д. конца 50-х гг. по своей социаль-но-заостренной тематике и по музыкально-выразительным свойствам являются вершиной прогрессивных тенденций в творчестве Д. и составляют важнейшую веху в истории русского романса. В таких произведениях, как «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник», Д. впервые обратился к сюжетам из жизни общественных «низов», обличающим дореформенные нравы, и нашел новые формы драматического и сатирико-комического повествования. В последний период своего творчества Д. дал ряд и других значительных романсов. В таких лирпч. произведениях, как напр. «Ты скоро меня позабудешь», «Мне все равно», «И скучно и грустно», «Мне грустно» и др., нашел выражение безнадежный скептицизм—результат обостряющегося сознания собственной «никчемности» определенных либеральных групп в условиях умирания феодально-дворянских традиций.

Последнее произведение Д.—опера «Каменный гость» (закончена Римским-Корсаковым и Кюи)—представляет чрезвычайно смелую и во многом художественно ценную попытку натуралистического воплощения в музыке интонационного многоообразия человеческой речи. Эта опера с ее романтическим сюжетом и положенным в ее основание принципом пассивного музыкального иллюстрирования драматических сцен Пушкина характеризует прогрессивные формальные тенденции Даргомыжского, с одной стороны, и общую его идейную дезориентированность,—с другой.

Лит.: А. Даргомыжский, Автобиография—Письма— Воспоминания современников, 2 изд., Петроград, 1922; Пекелис М., О реализме Даргомыжского, «Советская музыка», Москва, 1934, № 4.    М. Пекелис.





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.