727    ДЕМУНИЦИПАЛИЗАЦИЯ—JESlЬЯН БЕДНЫЙ    72S

сер. 1791 издавал газету «Революции Франции и Брабанта» («Revolutions de France et de Brabant»), серию полит, памфлетов, живую и остроумную, но поверхностную и неустойчивую. Активно участвовал вместе с Дантоном в клубе кордельеров. Будучії членом Конвента, Д. предпочитал выступать в качестве журналиста. В период якобинской диктатуры издавал зимой 1793—94 газ. «Старый кордельер» («Vieux cordelier»), главный орган дантонистов, привлекая симпатии контрреволюционных и колеблющихся элементов буржуазии. Арестованный вмёсте с Дантоном, Демулен был одновременно с ним гильотинирован 5/ГѴ 1794.

Лит.: Кунов Г., Борьба классов п партий в Великой французской революции 1789—1794 гг., 3 изд., М., 1923; Ландауэр Г., Письма о французской революции, М., 1925 (приведен ряд писем К. Демулена).    С. Ф.

ДЕМУНИЦИПАЛИЗАЦИЯ строений —в СССР возврат б. собственникам строений, ранее у них изъятых и поступивших в муниципальный фонд (см. Муниципализация). Д. производится в случае невыгодности эксплоатации гос-вом тех или иных строений (напр, полуразрушенных). Лица, получившие в собственность строения по Д., были обязаны произвести в них необходимый ремонт. Д. строений торг.-пром. характера не допускается (декреты СНК РСФСР от 28/ХІІ 1921, 26/IY 1923, циркуляры НКВД РСФСР от 2/VI 1922. № 180, от 11/1 1924, X; 18, от 4/ІІІ 1927, ^ 91).

Лит.: Дзерожинск и" и Н. и Артемов В., Частное домовладение, М., 1928.

ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ (цсевд. Придворова Ефима Алексеевича, р. 1883) — современный пролетарский поэт. Из семьи крестьянина. Детство его прошло в обстановке нищеты. Учился в Киевской военно-фельдшерской школе, затем на историко-филологическом факультете Петербургского ун-та. Писать начал с 1907. В І909— 1910 печатался в «Русском богатстве». Сблизился с поэтом-народовольцем П. Ф. Якубо-вичем-Мелыпиным. С 1911 печатался в большевистских органах («Звезда», затем «Правда»). В 1912 вступил в партию б-ков, и с этого времени творчество Д. Бедного неразрывно связано с партией и ее борьбой. Боевая поэзия Д. Б., живо откликающаяся на политическую злобу дня, стала острым оружием в руках пролетариата и его авангарда. За активное участие как поэта-агитатора в гражданской войне Д. Б. был награжден орденом Красного знамени, а в 1933 в ознаменование 35-летия творческой деятельности—орденом Ленина. С самого начала творчество Д. Б. определяется как творчество поэ-та-гражданина. Пессимистические мотивы, выражение горя по поводу страданий народа сменяются скоро уверенностью в победе пролетарской революции. Произведения Д. Б. отражают различные этапы борьбы пролетариата за власть. Д. Б. клеймит соглашателей-меныпеви-ков, черносотенцев, либералов («Муха», «Союзники», «Кукушка», «Ерши п вьюны»), направляя свою сатиру так, чтобы масса уяснила себе тактику большевиков. В «Звезде» и «Правде» Д. Б. в форме басен, обходя царскую цензуру, остроумно высмеивает деспотический строй, помещиков, попов, разоблачает капиталистическую эксплоатацию, призывая рабочий класс к забастовкам и активной борьбе. Основные


' темы пропзвед. Д. Б. этого периода: фабричный труд, Гос. дума, кулак-мироед. После Февральской революции Д. Б. разоблачает Временное пр-во, борется за лозунги большевистской партии, пропагандирует власть советов. В период гражданской войны своими произведениями ( («Деника-вои№,«Иуденпч»,«Кулак Кулакович», і «Грабинтерн», «Манифест барона Врангеля >

I Д. Б. мобилизует трудящиеся массы на борьбу I с интервентами. Вожди белых армий (Деникин, j Юденич, Врангель) подвергались жестокому и ! ядовитому осмеянию. Горячий призыв к отпору I врагу перемежается у Д. Б. с сатирическим ! разоблачением труса, дезертира. В противовес j абстрактно-космической поэзии «Кузницы» поэзия Д. Б. конкретна, злободневна. В ярких I и легко запоминающихся образах раскрывает он широким массам текущие задачи пролетарской борьбы.

С переходом к нэпу Д. Б. борется за новый быт («Кузькина мать»), заостряя внимание на і борьбе с религиозным дурманом («Земля обе-і тованная» и др.), разоблачает бюрократизм и і головотяпство. Центральное место в творчестве і Д. Б. занимает проблема союза рабочего класса с трудящимся крестьянством при руководящей рати пролетариата (< Сапог и лапоть», «Мужики» и др.). «Нету, братпы, у меня такого дни, чтоб я не думал о крестьянах»,—говорит о себе Д. Б. Поэт ведет наступление на собственнические наклонности крестьянства. В таких произведениях, как «Беседы дяди Софрѳна», «О Мнть-ке-бегунце и его конце», «Иарь Андрон», «Куриный брод», поэт бичует попытки идеализировать прошлую жизнь, непонимание временного характера трудностей строительства социализма. Оружием" поэтического слова защищая новую, социалистическую действительность, Д.Б. на всем протяжении творчества противопоста-I вляет эту действительность капиталистич. миру, раскрывая в своих стихах и баснях сущность междунар. отношений. Сознанием несо-I крушимостн ленинских принципов партии и ве-; личия дела, совершаемого под ее руководст-і вом, пронизаны стихи о партии п никл боевых стихов против троцкизма и правого уклона.

Отражая в своем творчестве различные этапы борьбы пролетариата, Д. Б. раскрывает содержание этой борьбы в многообразных художественных формах. Он пользуется и басней, и агитационным фельетоном, и хлесткой эпиграммой, и раешником, и лирикой («Снежинки», стихотв. на смерть Ленина). В дореволюи. годы основное место в его творчестве занимала басня. Чтобы обойти царскую цензуру, он прибегал к эзоповскому языку, к иносказаниям. Большевистские идеи облекались в аллегории, формы. Используя форму басен Крылова и тра-. диционные образы, Д. Б. создал новую, революционную, политически заостренную басню. Аллегории у Д. Б. по большей части просты и ясны: штрейкбрехер («Свинья»), либеральные интеллигенты («Бунтующие зайки»), крово-пийцы-кулаки («Клоп») и т*. п. Басни Демьяна Бедного имели большое революционное значение. После первых же его произведений, напечатанных в «Звезде», Ленин писал в одном из писем: «Кто это у Вас Д. Б.? Очень талантливо пишет. Не может ли на ликвидаторов басню написать? Хорошо бы!».

Первое собр. сочинений вышло в 1923 в изд. «Крокодил». В изд. Госиздата вышло 19 тт.

Лит.: Фатов Н., Демьян Бедный (Очерк жизни іг творчества), 2 изд., Москва—Ленинград, 1926; Е ф р е-





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.