781    ДЕ ЦП М Л—Д/КАЛЯЛЬ-АВАД    782

ДЕ'ЦИМА—муз. обозначение интервала, являющегося суммой октавы и терции. Сумма октавы и малой терции составляет малую Д., сумма октавы и большой терции—большую Д. На органе Д. (или десет)—вспомогательный регистр, дающий интервал Д. от 8-футового регистра.

ДЕЦИМА'ЛЬНЫЙ—в метрических мерах десятичный. В децимальных (десятичных) весах взвешиваемый груз уравновешивается гирями и разновесками в 10 раз меньшего веса.

ДЕШИФРО'ВКА — 1) разбор написанного условными знаками (шифром), тайнописью (криптографией); 2) разбор вообще неизвестных или малоизвестных письмен, иероглифов, клинописи.

ДЕЮ'РЕ (лат.)—по праву, юридически. Признание де юре вмеждунар.праве—юридическое, формальное признание. Ср. признание de факто.

ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ—одна из книг Нового завета, приписываемая церковниками евангелисту Луке и содержащая мифическую историю распространения христианства апосѵюла-ми. Д. а. полны псторич. нелепостей и повествуют о «деяниях» вымышленных лиц. В действительности книга составлена неизвестным автором ок. середины 2 в.

ДЖАБАДАРИ, Иван Спиридонович (18521913)—народник, из дворян. В 70-х гг. вел в Москве революционную пропаганду среди рабочих. Арестован в 1875 вместе с Петром Алексеевым и др. Судился в 1877 по процессу 50-ти; приговорен к 5 годам каторги, к-рую отбывал в Новобелгородском централе и на Каре. Джаба-дари написал воспоминания о своей революционной деятельности («Былое», 1906, 5—6, и 1907, >«>ё 8—10).

ДЖАБАРЛЬГ, Джафар(1898—934)—изв.тюркский (азербайджанский) драматург. В произведениях первого перйода («Айдин», «Октай Эльог.ту») Д. выступал как идеолог индивиду-алистич. мелкобурж. интеллигенции. Герои его драм, протестуя против моральных п политических устоев капиталистического об-ва, в то же время настроены против революционного рабочего движения и идут на соглашательство с буржуазией. В дальнейшем Д. выпускает антирелигиозную драму «Невеста огня», направленную против ислама, и драму «Севиль», где дает тип раскрепощающейся тюрчанки п клеймит мещанство. Но и новые герои Д. сохраняют еще раздвоенность, которая характерна для героев его первых драм. В драме «5-й год» (поставлена на сцене в 1931) Д. делает решительный шаг вперед, выступая против армяно-тюркского антагонизма, разжигаемого националистами. Он изображает борцов-революционеров и рисует тюркских п армянских крестьян-бед-няков, живущих в дрѵжбе.

ДЖАВАХИШВИЛИ. Михаил (р. 1884)—груз, писаталь; из семьи зажиточного крестьянина. Начал писать в 1903; работал в периодической прессе, редактировал газету сГлехи» (Крестьянин). На рус. языке изданы: рассказ «Л амбал о и Коша» и романы «Белый воротник», «Джакос Хпзнеби» («Хизаны Джако»), «Обвал», «Арсен из Марабды». Нек-рые произведения переведены на французский, чешский, украинский и др. языки. В первые годы после Октябрьской социалистической революции в творчестве Д. было еще сильно буржуазное влияние («Белый воротник», «Далтатиже» и «Гиви Шадути»), В эти годы он в своих произведениях идеализирует «бывших людей», изгнанных пролетарской революцией.

Последний крупный роман «Арсен из Марабды» (1933) свидетельствует о значительном росте писателя и приближении его к позициям пролетариата. Этот роман—широкая картина общественной и культурно-бытовой жизни Грузии первых десятилетий 19 в. В нем дана борьба бесправной, угнетенной крестьянской массы под руководством популярного народного героя Грузии Арсена против своих поработителей— феодалов. Это произведение выдвинуло Д. в первые ряды лучших советских писателей Грузии.

ДЖАВТОБЕ'ЛИ, Зиадин Менли Азиз (р. 1905)—крымско-татарский поэт. Из крестьян. Чл. ВКП(б). Печатается с 1923. Стихи его раннего периода, написанные под влиянием реакционных националиста^. турецких поэтов (Чо-бан-Задэ и др.), не свободны от пережитков кулацкой идеологии и от националистич. тенденций. В дальнейшем Джавтобели решительно порывает с враждебной пролетариату идеологией. Стихи его, полные революционного пафоса, призывают к борьбе со старым бытом. Джавтобели принадлежит также антирелигиозная брошюра «Поход против уразы» (татарского поста), 1930.

ДЖАГДЫ—горы в ДВК. См. Тукурингра.

ДЖАЗ, илп синкопированная му-зык а—род увеселительной музыки, возникший в 1-м десятилетии 20 в. в Америке и получивший огромное распространение во всей Европе после Мировой войны. Джаз-музыка исполняется особыми, т. н. негритянскими оркестрами, или джазбандамп (рояль, саксофоны, тромбоны, множество ударных и шумовых инструментов). Характерные черты этой музыки: моторная ритмика, метрически выражающаяся в двудольности, с обилием частых, иногда весьма сложных синкоп; преобладание острых, раздражающих звучностей; вибрирующие, завывающие интонации; общий импровизационный принцип исполнения. Подавляющее большинство всей музыки Д. относится к танцевальной сфере (фокстрот, шимми, чарльстон, танго).

ДЖАЙНИ'ЗМ—одна из религий в Индии, возникла одновременно с буддизмом или несколько ранее (в 6 в. до хр. э.); название свое получила от легендарного мудреца Махавиры, или Джины (победителя). Д. явился реакцией против брахманизма на почве социально-экономического кризиса Индии в 6 в. до хр. э. В основных чертах Д. близок к буддизму.

ДЖАЙПУР (Jaipur)—1) вассальное гос-во в Индии, входит в состав Раджпутаны; низменность, окаймленная невысокими горными хребтами. плохо орошенная, на С. совсем пустынная, на Ю. при искусств, орошений плодородная. Площ. 40 т. кмг'; нас. (1931) 2.631,8 т. (б. ч. индусы), живет земледелием (зерновой хлеб, стручковые растения, хлопок, сахарный тростник, опий и табак) и скотоводством; на С.-З. добыча железа, меди и строит, материалов. Гл. пуп> сообщения—ж. д. Бомбей—Дели; остальной транспорт—на верблюдах. 2) Главный город государства Д.; 144 т. ж. (1931). Главный промышленный центр—Раджпутаны: хлопкоочистительные заводы, текстильное, швейное и ювелирное производства. Старинные здания. Дворец магараджи с обсерваторией.

ДЖАЛЯ'ЛЬ-і^БА'Д—гор., р. ц. в юж. степной части Киргиз. АССР (в Ферганской долине), ст. ж. д.; 18,5 тыс. ж. (1933). Вывоз хлопка и риса. Нас. занято гл. обр. с. х-вом. В 5 км от





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.