807    ДИВИЗИОН—ДИДРО    808

ДИВИЗИО'Н (франц.) — 1) организационно-тактическое подразделение в артиллерии, кавалерии и в броневых частях. Артиллерийский Д. (во франц. армии—группа) бывает пушечный, гаубичный и смешанный, состав—2—4 батареи.

2) Е$о флоте—тактическое соединение миноносцев, сторожевых кораблей, тральщиков, торпедных катеров или подводных лодок. Д. состоит из 4—9 судов одного тіша.

ДИВИЗИЯ (лат.—деление) — 1) пехотная (стрелковая)—общевойсковое тактическое ■соединение и одновременно первая расчетная и стратегическая единица. Состав Д. в СССР:

3    пехотных (стрелковых) полка, 1 легкий арт. полк и обслуживающие части. 2) К а в а л е -р и й с к а я—тактическое соединение армейской конницы; состав в СССР: 4—-6 кав. полков, сводимых по два в бригады. 3) Во флот е—соединение кораблей. Дивизия больших кораблей состоит из двух бригад, т. е. из

4    кораблей одного типа. Д. малых кораблей (миноносцы, тральщики, сторожевые суда, подводные лодки) состоит из 4 дивизионов.

ДИВ ИЙ МЕД—см. Кассия.

ДИ'ГГЕРЫ, копатели—аграрно-коммунистическое движение среди сельской и городской бедноты в эпоху Английской революции. Д. занимали и возделывали пустующие земли, считая, что они принадлежат всему ^народу, а также требовали обобществления всех вообще земель и средств производства и переустройства всего быта на коммунистич. началах. Но этого они стремились достичь исключительно мирным путем, путем убеждения. Д. не видели надобности для своих общин в гос. власти и требовали ее невмешательства в дела общин, однако не боролись против гос. власти. Движение Д., как и др. социальные движения этой эпохи, шло под религиозным флагом. Гл. вождем Д. являлся Уинстенли. Первый земельный захват, произведенный Д., относится к 1649. В начале 50-х гг. движение Д. было жестоко подавлено правительством Кромвеля. Движение Д. было связано с деятельностью т. н. истинных левелеров (см. Левелеры).

ДИГЕ'СТЫ—один из сборников римского права, изданных при восточно-римском императоре Юстиниане, по-греческн—пандекты.

ДИГИБРИ'ДЫ—помесь двух организмов, отличающихся друг от друга двумя основными признаками. При таком скрещивании в первом поколении потомство получается обычно только с доминирующими признаками: во втором происходит расщепление признаков в пропорции 9:3=3:1. Напр, при скрещивании гороха, имеющего, желтые круглые семена (оба признака доминантные), с горохом, имеющим семена зеленые и морщинистые (оба признака рецессивные), в первом поколении получаем семена только желтые и круглые, во втором же получим 9 частей желтых и круглых горошин,

3 желтых морщинистых. 3 зеленых круглых и 1 зеленую морщинистую. См. Менделизм.

ДИГИТА'ЛИС—то же. что наперстянка.

ДИГО'РЫ—западная ветвь осетин.

ДИДАНТИ'ЗМ—поучительный элемент в литературном произведении,склонность к поучению.

ДИДА'КТИКА—наука об общих методах обучения. Советская Д. ставит задачей, на общих основах марксистско-ленинской педагогики, разработку методов обучения в плане ком. воспитания. См. Методика.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (от греч. «дидактикос»—поучительный)—литература, ха-

I растеризующаяся тем, что в ней художест-! венно-литературная форма используется для I изложения философских, моральных, научных j и др. положений. Примеры Д. л.: «Труды и I дни* древнегреческого поэта Гесиода, «О природе вещей» древнеримского поэта-философа Лукреция, «Послание к Пизонам» (об искусстве поэзии) Горация и позднейшее подражание ей Буало и др.; в рус. литературе—стихотворение «Письмо к Шувалову о пользе стекла» Ломоносова, эпистолы Сумарокова и др.

ДИДЛО', Шарль Лун (1767—837)—балетмейстер, родился в Стокгольме, учился в Париже, работал в Англии. С 1801 по 1829 работал в петербургском балете. Д. дал ряд постановок, считавшихся образцовыми. Новатор балетного искусства, Д. ввел в технику балетной сцены имевшие большой успех «полеты», реформировал костюм, стремясь приблизить условный балет 18 в. к требованиям серьезной драмы. Из его пшаты вышли такие первоклассные танцовщицы, как Истомина, Телешова и др.

Лит: Мундт Н., Биография... Дидло..., «Репертуар русского театра», том I, СПБ, 1840; Левинсон А., Мастера балета (Очерки теории и истории танца), СПБ, 1914.

ДИДО'И—1) в широком смысле одна из подгрупп аваро-андо-дидойской языковой группы т. "и. дагестанских народов, в к-рую входят Д. в тесном смысле, хваршины, капучины и хун-залы. 2) В тесном смысле—ц азы, или цецы, численно преобладающая дндойская народность, живущая в Даг. ДССР, в высокогорной полосе. Численность ок. 3.300 ч. (1926). Преимущ. скотоводы.

ДИДРО' (Diderot), Дени (1713—84)—один из крупнейших франц. философов-материалистов 18 в., писатель, поэт и критик искусства. Рі>-дился в семье ремесленника-ножевщика. Получил образование в иезуитской школе, а затем в Париже в колледже Даркур. В молодости жил уроками и мелким литературным заработком. Постепенно Д. втягивался в философскую и политическую борьбу, выступая идейным вождем средней буржуазии. Отражая ее революционный рост накануне Французской революции, он совершил путь от католицизма к атеизму и от идеализма к воинствующему материализму. Теоретические воззрения Дидро складывались под влиянием англ. эмпиризма (Локк), с одной стороны, и спинозизма,—с другой. В своем раннем произведении «Опыт о заслуге и добродетели» (1745), представляющем изложение Шефтсбери, Д. развивал еще взгляды англ. деизма. В 1746 Д. анонимно издал «Философские письма», где порвал не только с христианской ортодоксией, но и с теизмом, не дойдя однако еще до атеизма. Книга эта была осуждена на сожжение. С течением времени, все решительнее нападая на религиозное мировоззрение, Д. через скептицизм («Прогулка скептика», 1747) пришел к решительному материализму и атеизму («Письмо о слепых в назидание зрячим>, 1749, за которое Д. был арестован и просидел в тюрьме ок. 3 месяцев).

С 1751 по 1772 (вначале в сотрудничестве с математиком Д’Аламбером, к-рый, не выдержав преследований и травли, оставил соредакторст-во) Д. издавал знаменитую Энциклопедию, объединившую вокруг себя радикальные группы предреволюционной Франции. Благодаря ки-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.