809    ДИДРО—ДИЕТИЧЕСКИЕ СТОЛОВЫЕ    sia

пучей энергии Д. и его преданности делу издание Энциклопедии, несмотря на двукратное запрещение пр-вом, было доведено до конца. Д. написал для Энциклопедии огромное количество статей, гл. обр. по вопросам политики и гос-ва, по истории философии, по отделу «механических искусств» (ремесл), к-рым он впервые отвел большое место в энциклопедич. издании.

Д. играл крупнейшую роль в литературных кругах Парижа. Его друзьями были Гольбах и Гельвеций, вместе с которыми он вырабатывал основы материалистической философии. Главные философские произведения Д.: «Мысли об объяснении природы» (1754), «Разговор Д’Аламбера и Дидро и сон Д’Аламбера» (1830), «Дополнение к путешествию Бугенвиля» (1796) и «Элементы физиологии» (многие из них изданы посмертно).

Считая источником нашего знания чувственное восприятие, Д. признает материю причиной наших ощущений. Через ощущения мы получаем представление о внешнем мире, о предметах, действующих на нас. Если ощущения являются для Д. как бы свидетелями, то разум, согласно Д.,—универсальное чувство, является судьей, к-рый сравнивает и контролирует их показания и выносит свое суждение. Так достигается применение рационального метода к данным чувств.

Принимая единую субстанцию Спинозы, Д. освобождает ее от божественного наименования и называет ее материей. Материи, согласно Д., присуще не только протяжение и мышление, как учил Спиноза, но и движение. Мышление понимается Д. как чувствительность, к-рая в развернутом виде есть разум и воля. Для Д. различие между органической и неорганической природой есть лишь различие живой, т. е. уже наличной чувствительности от инертной, т. е. еще потенциальной; минеральное, растительное и животное царства—лишь звенья единой системы природы. Д. уже отрицал постоянство видов и в ряде положений предвосхищал эволюционные теории Ламарка и Дарвина. Из всех франц. материалистов, бывших механическими материалистами и метафизиками, Д. более других приближался к пониманию идеи развития.

Корни нравственности Д. видит в биологической природе человека. Социальная этика Д. не считается с историческим развитием об-ва и страдает рационализмом и антиисторизмом. Д. считал необходимым для преобразования нравов разумно перестроить общество, уничтожив феодальную государственность. Планы Дидро о реорганизации политического устройства по типу представительного государства с выборным главой и всесословным законодательным корпусом являлись максимальными требованиями французской буржуазии накануне

рѲВОЛЮЦИИ.    И. Луппол.

Как критик и писатель Д. оказал огромное влияние на литературные и художественные взгляды своего времени (между прочим на Лессинга). Цель литературы и искусства (отчеты

о выставках он давал в своих «Салонах»), по Дидро,—поучительность и очищение нравов. В драматич. поэзии Д. вводит новый род ее— драму, обнимающую как «слезливую комедию», так и буржуазную трагедию. Лучшие из художественных произведений Д.—романы («Фаталист Жак», «Монахиня» и др.); из них наиболее замечателен «Племянник Рамо», где гениально обрисован тип паразита, с высоты своей цинической философии издевающегося над современной культурой. В романе дана сатирич. картина нравов 18 в. «Племянник Рамо» был впервые напечатан лишь в 1805 в нем. переводе Гёте. Маркс высоко ценил это произведение.

Собр. соч., под общей ред. И. Луппола, в 10 тт., изд. «Academia» (вышли I и II тт., М., 1935), Избр. соч., 2 тт., М.—Л., 1926; Парадокс об актере, М.—П.. 1922.

Лит.: Луппол И., Дени Дидро (Очерки жизни и мировоззрения), 2 изд., М., 1934; Ворони цын И., История атеизма, вып. 2, М., 1927.

ДИЕ'З—в музыке знак повышения звука на так наз. хроматический полутон, напр, до Д. на 1/2 тона выше до. Графически Д. изображается след. обр.— ДО. В

немецких буквенных НОТ-    п ѵ ~

ных названиях диезу со- Ѵ-У- -ответствует прибавление *> до до д. до дй. д. слога is; напр. —fis

и т. д. На нотоносце Д., так же как и другие знаки альтерации, ставится перед нотой.

ДИЕ'ТА — пищевой режим как для здоровых, так и для больных. Д. играет громадную роль в правильном развитии организма (особенно растущего), в предупреждении ряда болезней (желудочно-кишечных, нек-рых инфекционных, обмена веществ). Д. является вместе с тем и ценным лечебным методом. В основе лечебного диетического режима лежит рационально построенный режим здорового человека, изменяющийся в зависимости от задачи лечения. Основными видами лечебных Д. являются: 1) голодание полное или неполное—недлительное (1—2 дня) мероприятие, применяемое при нек-рых заболеваниях желудка, кишок, диабете и т. д. К неполному голоданию относят: а) вегетарианский режим, применяемый при некоторых болезнях почек, диабете, болезнях сердца; б) ахлоридный (бессолевой) режим, проводимый при заболеваниях почек, многих кожных болезнях, сердечно-сосудистых; в) режим с ограничением количества жидкостей, назначаемый при нек-рых болезнях желудка, сердца, почек. 2) Режим усиленного питания, назначаемый с целью укрепить организм и повысить его сопротивляемость; назначается после истощающих болезней, при туберкулезе, ьгеврастении и др. 3) «Водяной режим», проводимый с целью повышения мочевыделения, а вместе с тем для усиления выделения шлаков и токсинов и для возмещения больших потерь жидкости. Проведение диетического режима предусматривает регулирование времени приема пищи, нормирование порций и уход за полостью рта.

Лит.: Мюллер Н., Введение в учение о питании здорового и больного человека, М.—Л., 1926.

ДИЕТА ПАРЛАМЕНТСКАЯ — содержание, получаемое депутатами парламента (в англ. палате общин—400 ф. ст., в северо-американском конгрессе —10 т. долл., во франц. парламенте—62 т. фр. в год).

ДИЕТЕТИКА—наука о рациональном и гигиі -ническом питании.

ДИЕТИЧЕСКИЕ СТОЛОВЫЕ — общественно-столовые, обслуживающие больных, нуждающихся в специальном, по заключению врача, лечебном питании. В Зап. Европе Д. с. существуют в ограниченном колич., гл. обр. на курортах. В СССР, где общественным питанием охвачены громадные массы трудящихся, Д. с. организуются при крупных больницах, фабри-ках-кухнях, в фабричных районах для обслуживания больных, не нуждающихся в коеч-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.