■819    Д1ІЛА ТОНЕТ Р—ЛИ НИТРИЛ ПОЛ ПО РКЕТ    820

польских эмигрантов-революппонеров ннтер-нац. направлення—и журн. «Пшедсвпт» (Рассвет)—органа заграничных польских социалистов, идеологически близкого к партии «Пролетариат», изд. в Женеве. Д.—автор ряда брошюр, из к-рых самой распространенной была •брошюра «Кто чем живет», излагающая в пот*-лярной форме основы социалистической поли- ■ тнческой экономии. Д.—переводчик Дарвина на польский язык.

ДИЛАТОМЕТР—прпбор для определения теплового расширения тел (жидкостей).

ДИЛЕ'ММА (греч.—двойное предложение)— вид логического вывода (силлогизма), в к-ром одна из посылок имеет форму разделительного суждения (А есть В или С), альтернативы, т. е. двух положений, из которых одно истинно, если другое ложно. Вывод через Д. может оказаться неправильным, если упущен третий (и т. д.) случай, не предусмотренный альтернативой. Напр.: дома бывают деревянные или кирпичные; мой товарищ не живет в кирпичном доме; следовательно он живет в деревянном. Вывод неправилен, т. к. существуют также дома глинобитные, каменные п др.

Материалистическая диалектика, ставя альтернативу «или-йли», «либо-либо», пользуется Д., но смысл ее основан на конкретном анализе действительности. Д. в материалистической диалектике есть отражение реального процесса борьбы противоположностей. Так, Энгельс говорит, что сама история в переломные моменты ставит перед народами «выбор только между двумя полюсами дилеммы». У Ленина и Сталина имеются блестящие примеры конкретно-диалектической Д. Напр. Сталин в речи на 1 съезде колхозников говорил

о двух путях развития крестьянства: «либо вперед, на гору—к новому колхозному строю, либо назад, под гору—к старому кулацкому капиталистическому строю. Третьего пути нет. Трудовое крестьянство поступило правильно, отвергнув путь капиталистический п став на путь колхозного строительства».

ДИЛ ЕТА' НТ—человек, занимающийся наукой, искусством или ремеслом не как профессионал, а в порядке любительства (см. Дилетантизм).

ДИЛ ЕТАНТИ'ЗМ (от итальянского dilleto— наслаждаюсь)—термин, обозначающий художественную деятельность дилетантов—-«любителей», т. е. непрофессионалов. Термин «Д.» появился в Италии в эпоху Возрождения. В общеевропейский обиход термин «Д.» вошел в

18 в. В начале 19 в. в России термин закрепился за течением композиторов-дворян, т. н. дилетантов,—Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстов-пкий и др. (см. Русская музыка), сыгравших немаловажную роль в развитии русского романса. В связи с развитием капиталистич. отношений в Зап. Европе и России, в связи с ростом профессионализации бурж. интеллигенции Д. приобретает более узкий смысл любительства аристократии и рантьорской буржуазии и наконец вырождается в праздное раз-влекательство, часто обусловленное лишь требованиями «культурного лоска», «моды».

В истории искусства и даже науки именем дилетантов очень часто незаслуженно клеймились пионеры в создании новой художественной культуры, смелые новаторы, сознательно отказывавшиеся от традиционных приемов школьной рецептуры в поисках новых путей творчества (например гениальный композитор Мусоргский , крупнейший ученый Луи Пастер и др.).

ДИЛИЖАН, Делнжан — пос. гор. типа, р. ц. Армянской ССР, связан автомобильными рейсами с ж.-д. станцией Караклис (42 км по шоссе); 5 т. ж. (1931). Дачная местность. Близ Д. минеральные источники.

ДИЛИЖА’НС (франц.—быстрота)—многоместная закрытая карета, казенная или частная, перевозившая почту и пассажиров до введения ж.-д. и автомобильного транспорта.

«ДИ'ЛО»—орган Украинского национального демократпч. объединения (УНДО). Выходит во Львове с 1890. Тираж 4.300 экз. Гл. редактор Василий Мудрый. Направление газ. резко антисоветское. В последние годы «Д.» все откровеннее выступает за «угоду"» (соглашение между польской и украинской буржуазией) и рука-об-руку с польскими бѵрж. газетами ведет борь-бѵ против революц. движения в Зап. Украине.

‘ ДЙЛЬТЕЙ (Dilthey), Вильгельм (1833—911)— нем. философ-идеалист. Автор обширной биографии Шлейермахера, работы о молодом Гегеле, статей и книг, изображающих различные «духовные типы» философов, поэтов, а также типы мировоззрений эпохи Реформации, Возрождения и др. Д. тщетно пытался создать «новый фундамент наук о духе», опираясь исключительно на «описательную» психологию (Введение в науки о духе, т. I, 1883). Противопоставляя «науки о духе» естествознанию, Д. • старался доказать, что аналитігческий метод естествознания неприменим к исследованию человеческой культуры. В этом вопросе Д. оказал влияние на Виндельбанда и Риккерта.

ДИЛЮ'ВИЙ—см. Четвертичная система.

ДИМАНШТЕЙН, Семен Маркович (р. 1886)— старый большевик (с 1904), специалист по национальному вопросу; из рабочих. В 1904 быт первый раз арестован. Парт, работу вел в Вильно, Ковно, Минске (в подпольной типографии), в Риге, в военной орг-ции в Петербургской губ. В 1908 военным сутдом приговорен к 6 годам каторги. В 1914 бежал из Сибири и эмигрировал за границу', где был чл. к-та парижской секции б-ков. После Февральской революции—редактор «Окопной правды». После Октября—чл. коллегии Наркомнаиа и комиссар по еврейским нац. делам. В 1919—чл. ЦК компартии Литвы и Белоруссии и нарком труда этой же республики. Первый редактор газеты «Дер эмес». В 1920 был в составе Турк-бюро ЦК ВКП(б) и Наркомпроса Туркмен, республики. С 1922—чл. ЦК КП(б)У ц зав. Агитпропотделом ЦК КП(б)У, в 1924—30— зам. зав. АПО ЦК ВКП(б) и зав. Национальным сектором. С 1926—пред. Центр, правления ОЗЕТ, пред. Всесоюзной ассоциации маркси-стов-востоковедов. Редактор жѵрн. Совета национальностей «Революция и национальность». Действительный член Комакадемип. Д. имеет много печатных работ, из них нек-рые переведены на разные языки.

ДИМИНУЭ'НДО (итал. diminuendo)—му^з. термин, обозначающий постепенное ослабление силы звѵчности в исполнении мѵз. произведения.

ДИМИТРИЙ П0ЛИ0РКЕТ, т. е. «осаждатель городов» (337—283 до хр. э.)—сын Антигона, одного из диадохов, к-рому при разделе монархии Александра Великого достались Фригия и прилегающие области. В войнах между диадохами Д. П. овладел Афинами. Разбитому в 301 до хр. э. при Ипсе, Д." П. однако удалось сделаться царем Македонии и властителем почти всей Греции. Вновь разбитый, он был сослан в Сиршо.





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.