859    ДПХ РОІІЗМ—ДМ11 TP II ЕВА    869

супротивных равносильных ветви, выходящие у верхушки главного стебля, далеко его перерастают, например в соцветиях растений сем. гвоздичных.

ДИХРОИ'ЗМ —двуцветность, оптическое свойство кристалла, благодаря которому он окрашивается в проходящем свете в один цвет по одному направлению и в другой—по другому. Так напр., в роговой обманке в одном направлении получается темнозеленая окраска, в другом—светложелтая и т. п. Ср. Плеохроизм.

ДИ'ХТА—пластинка, склеенная из очень тонких слоев дерева (фанер). Склеивание производят так, что направления слоев соприкасающихся пластин перпендикулярны одно к другому. Д. не коробится от влаги и очень прочна. Д. иначе называют клееной фанерой; средние слои часто делают толще покрывающих.

ДИХУА—гл. гор. Зап. Китая; см. Урумчи.

ДИЦГЕН, Иосиф (1828—88)—нем. философ-материалист и социалист, кожевник по профессии. Д. — «рабочий, самостоятельно пришедший к диалектическому материализму, т. е.

к философии Маркса. Чрезвычайно ценно для характеристики рабочего Дпцгена то, что он не считал себя основателем школы» (Ленин). Работая на кожевенном заводе в Петербурге, он написал свои основные работы: «Сущность головной работы» (1869) и отзыв о «Капитале» Маркса. Д. был одним из первых рабочих, понявших не только политическое, но и философское содержание марксизма. Маркс писал по поводу присланной ему Д. рукописи, что «несмотря на некоторую путаницу и слишком частые повторения, она содержит в себе много превосходных и—как продукт самостоятельного мышления рабочего—достойных изумления мыслей». Энгельс отзывался о Д. как о «пролетарском философе». ОчеНЬ ПеНИЛ Д. И ЛеННН, К-рЫЙ СЧИт тал весьма важным то, что Д., будучи материалистом, «особенно напирал на исторические изменения материализма, на диалектический характер материализма, т. е. на необходимость стоять на точке зрения развития, понимать относительность каждого человеческого познанїія, понимать всестороннюю связь и взаимозависимость всех явлений мира, доводить материализм естественно-исторический до материалистического взгляда на историю».


Однако чрезмерно подчеркивая относительность человеческого познания и не умея последовательно разобраться в диалектике объективной, абсолютной и относительной истины, Д. часто путал, делая незаметно для себя уступки идеализму и агностицизму. К числу ошибочных и путанных утверждений Д. относятся напр, такие: «в понятие материи надо включить и мысль», «понятие теории надо расширить, ибо сюда относятся все явления действительности, следовательно и наши способности познавать, объяснять», «мы можем с таким же правом назвать себя идеалистами» и др.

Указывая на ошибки Д. и на то, что представители реакционной бурж. < философии, в том числе махизма, пытаются уцепиться за ошибки и «некоторую путаницу» Дицгена, чтобы протащить свою философию, Ленин писал: «Чтобы стать сознательными, рабочие должны читать И. Дпцгена, но не забывать ни на ми-

I нуту, что он дает не всегда верное изложение учения Маркса и Энгельса, у которых только и можно учиться философии».

В целях антирелигиозной пропаганды среди широких масс Д. написал ряд антирелигиозных памфлетов.

На рус. яз. переведены: Избранные сочинения, т. I» М.—Л., 1931; Завоевания (аквпзит) философии и письма о логике, СПБ, 1906 (3 изд.. М., 1913); Сущность головной работы человека, М., 1907 (2 изд., М., 1913); Экскурсии социалиста в область теории познания, СПБ, 1907 (2 изд.. М., 1913); Мелкие философские статьи, СПБ, 1907 (2 изд., М., 1913); Философия сопиал-дем(-кратпи. М., 1907; Теория познания в свете марксизма. Клев. 1907: Будущее совпал-демократии. Киев, 1906.

Лит.: Ленин В., К двадцатипятилетию смерти Посвфа Дпцгена. Соч., т. XVI, 3 изд., М.-—Л., 1930; его же. Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. XIII, М.—Л., 1928; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии, М., 1932: Маркс К. иЭнгельс Ф., Сочинения, т. ХХІТ-— Переписка, М.—Л., 1931 (см. Указатель имен); Плеханов Г., Иосиф Днцген, Соч., т. XVIII, ІІ.—Л., 1925; Д а у г е П., Поспф Дицген, М., 1934.

ДИЧОК—в садоводстве молодое непривитое дерево (см. Плодоводство).

Д ИЗЛ Е'КТРИК—непроводник электричества. Ср. Изоляторы.

ДЛИНА. 1) Д. отрезка прямой—расстояние, между его концами, измеренное каким-либо отрезком, принятым за единицу длины, напр, километром, метром или сантиметром. 2) Д. ломаной линии называется сумма длин ее звеньев. 3) Д. дуги кривой наз. предел длины вписанной в нее ломаной, число звеньев к-рой неограниченно увеличивается, так что каждое звено стремится к нулю, напр.: Д. окружности можно получить, вписав в нее правильный многоугольник и неограниченно увеличивая число его сторон. Тогда каждая из сторон правильного многоугольника будет неограниченно уменьшаться, а предел суммы длин этих сторон даст Д. окружности.

ДЛИННОГОЛОВЫЕ—см. Долихоцефалы.

ДЛИННОХВОСТЫЕ РАНИ —с-м. Десятина-гие раки.

ДМИТРЕВСНИЙ, Иван Афанасьевич (1734— 1821)—один из первых русских актеров. Вместе с Волковым участвовал в основании Ярославского театра. Работал затем в труппе первого постоянного русского театра, учрежд. в 1756 в Петербурге. Преподавал в театральной школе. Принимал участие в создании первого частного театра Карла Книппера. Дмитревский—актер рассудочный, актер обдуманных

> деталей, скорее резонерской, чем героической складки. Эта методичность в работе в свяеіг с огромным опытом и знанием европейской сцены делают Д. первым учителем русской сцены.

ДМИТРИЕВ, Иван Иванович (1760—837)— поэт п баснописец. Единомышленник Карамзина. Один из представителей дворянского сентиментализма конца 18 в. Автор басен, переведенных вольно с французского (из Флорнана, Лафонтена и др.), шутливых сатир на современные нравы, лирических стихов, ряда песен-в псевдонародном духе, где выявляется тяга Д. к простоте и чувствительности, с апологпей основ крепостничества. Сохраняются у Д. и традиции придворной поэзии, но в значительно сниженном виде (придворные оды и послания). Легкость и изящество слога обеспечили ему популярность среди его современников. Соч. Д., под ред. А. Флоридова, СПБ, 1895.

Лит.: Витберг Ф., Дмитриев И., в кн.: Русский биографический словарь (Дабелов-Дядьковский), СПБ. 1905.

ДМИТРИЕВА, Валентина Иововна (р. 1859)— писательница, по своим взглядам близка к.




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.