13
Г АРШИН
—ГАСКОНЬ
14
на Ю.-Б. между притоком р. Эльбы Заалой и Везером. Высшая точка—массив Брокен, 1.142 м высоты над уровнем моря. Леса в значительной степени истреблены. Рудные богатства (свинец, медь, цинк) истощены; начаты разработки ка­лийных солей.
Г АРШИН, Всеволод Михайлович (1855—88)— известный писатель. Из разорившегося дво­рянского рода. Уже ребенком Г. отличался по­вышенной нервностью, перешедшей впоследст­вии в тяжелую психиче­скую болезнь. Не окончив петербургского Горного института, Г. в 1877 ушел добровольцем на фронт (Русско-турецкая война); был ранен. Лежа в госпи­тале, написал первую свою нашумевшую вещь—рас­сказ «Четыре дня» («Отече­ственные записки», 1877). С этого времени начинает­ся лит. известность Гарши-на. В 1888 в припадке очередного душевного расстройства Г. окончил жизнь самоубийством. Творчество Г., очень небольшое по объему, затрагивает самые различные вопросы общест­венной жизни: бессмысленность и жестокость войны [рассказы: «Четыре дня», «Трус» (1879), «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883)], проституцию [«Происшествие» (1878), «Надеж­да Николаевна» (1885)], роль искусства в обще­ственной жизни [«Художники» (1879)], безна­дежность борьбы с действительностью [«Atta-lea princeps» (1880)]. Но в центре внимания Г. стоят не отвлеченные проблемы и не внешние события, а внутренний мир героев, их пережи­вания и страдания.
Герой большинства рассказов Г.—культур­ный молодой человек, с болезненной совестью, остро воспринимающий как зло старого кре­постного уклада, так и зло нарождающегося капиталистич. строя, человек, которого мучает сознание ответственности за общественную не­справедливость и к-рый стремится найти успо­коение в самопожертвовании, хочет принять на себя часть общего горя. Таковы герои воен­ных рассказов, идущие добровольно на войну, чтобы «совесть не мучила», таков Рябинин («Художники»), до галлюцинаций переживаю­щий тяжелый труд рабочего-заклепщика, ко­торого он изобразил на картине, такова На­дежда Николаевна и мн. др.
Остро ощущая социальное зло, герои Г. не способны однако к борьбе с ним, они стоят в стороне от революционного движения, т. к. не верят в его победу. Только два героя отважи­ваются на борьбу. Но один из них сумасшед­ший, вообразивший, что все зло мира сосредо­точено в трех цветках мака («Красный цветок», 1883), а другой—свободолюбивая пальма, ко­торая гибнет, убедившись в бессмысленности своей борьбы («Attalea princeps»).
Пессимизм окрашивает все творчество Г. Этот пессимизм и мотивы «покаяния», вины пе­ред народом характерны для идеологии тех слоев культурного дворянства, которые ходом экономич. развития во 2-й пол. 19 в. были вы­рваны из своих родовых гнезд и выброшены в город. Лучшие слои этого дворянства в кон­це 60-х и в 70-х гг. уходили в народничество, в революцию. Литературная деятельность Г. про­текала в конце 70-х и в 80-х гг., в эпоху жесто­кой реакции, когда народничество было раз-
громлено. Это отразилось на творчестве Г., пи­сателя, чутко относившегося ко всякой соци­альной несправедливости; пессимизм его твор­чества глубок и безнадежен.
Г.—оригинальный художник, мастерски вла­девший формой новеллы. Произведения его от­личаются исключительной эмоциональной на­пряженностью; рассказ ведется зачастую от первого лица и напоминает дневник. Художе­ственная простота языка, несложность сюжета и композиции характерны для стиля Г.
Наиболее полное собр. соч. Г. в изд. Маркса, СПБ, 1910; Рассказы, М.—Л., 1929; Избранны • рассказы, М.—Л.', 1931; Собр. соч. Г., т. III (Письма), изд. «Academia», М.—Л., 1934.
Лит.: Красный цветок (Сборник), М.—Л., 1928; Па­мяти В. М. Гаршпна (Худож.-лит. сборник), СПБ, 1889, Короленко В., Гаршин, в кн.: История рус. лит-ры XIX в., т. IV, изд. «Мир», М., 1923, или в кн.: Коро­ленко В. Г., Полное собрание сочинений, т. XXIV, Полтава, 1927; Клевенский II., в. М. Гаршин, Мо­сква, 1925.                                                         В. Горохов.
ГА'РШНЕП, гаршнеп ф, Limnocryptes gal-linula—кулик, птица рода бекасов. Держит­ся в болотистых местах Сев. Европы и Азии.
ГАСИЕ'НДА—название помещичьих имений в Испанской Америке,ведущих гл. обр.зерновое хозяйство, в к-рых основным типом эксплоата-ции является полукрепостнический и полу­рабский труд.
ГАСКА'ЛА (древнеевр.—просвещение)—идео-логич. движение среди евр. буржуазии, возник­шее на 3. в 18 в, под влиянием европейских про­светительных идей и эмансипации евреев Фран­цузской революцией. Оно выступало против раввинско-талмудической схоластики и нацио­нально-религиозной замкнутости и ратовало за просвещение и приобщение евреев к европ. культуре. Родоначальником Г. в Германии был Моисей Мендельсон, имевший огромное влияние на евр. просветителей, м а с к и л о в, в др. странах, особенно в Галиции и России. В поли­тике Г. искала союза с просвещенным абсолю­тизмом. В России первым представителем Г. был Невахович, идеолог еврейской столичной буржуазии, автор апологетического сочинении «Вопль дщери иудейской» (1803), первого произ­ведения еврея на рус. языке. Во 2-й четверти 19 в. группа, отражавшая интересы средней буржуазии и возглавлявшаяся И. Б. Левинзо-ном, выдвигала программу умеренного светского просвещения и приобщения масс к производит, труду; она являлась сторонницей самодержа­вия, надеясь на осуществление им ее програм­мы. Развитие капитализма в пореформенной России вызвало расслоение Г. на несколько течений, начиная с идеологов крупной буржуа­зии, выставивших программу ассимиляции и привилегий для состоятельных и образован­ных, и кончая радикальной группой, выра­жавшей интересы малоимущих слоев мелкой буржуазии. Под влиянием общих демократи­ческих течений последняя разоблачала в ли­тературе эксплоататоров и кагальных мирое­дов. Антисемитская политика царизма вызва­ла националистическую реакцию, вытеснив­шую идеи Г.                                         Т. Гейликман.
ГАСКО'НСКИЙ ЗАЛИВ—см. Бискайский залы:.
ГАСКО'НЬ (Gascogne)—историч. область, доре-волюц. провинция Франции, в долине Гаронны, ныне 6 департаментов; 43,8 т. к»' с 2,9 млн. не. (1931); крупных городов нет. Малая изрезан-ность морского берега, отсутствие удобных гава­ней и отрезанность Г. от центра Франции Цент­ральным массивом создали известную изолиро-



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.