207
ЕГИПЕТСКОЕ ИСКУССТВО
208
Развалины Луксорского храма.
Великая пирамида близ Гизеха (реконструкция).
Храм Гбра в Эдфу.
Барельеф из храма в Эдфу (эллинистич. эпоха).
логией землевладельческой аристократии Егип­та, представлявшего деспотическую монархию, возглавляемую царем (фараоном) и жречеством (см. Египет). Грандиозные и долговечные по­
мледелия (искусственного орошения), Е. и. отличается предельной монументальностью. Для архитектуры характерны грандиозные пи­рамиды в Гизехе (4-я династия) с их абсолютной геометризацией формы. В монументальной скульптуре (статуи богов и фараонов, сфинк­сы) господствует строгость конструктивной идеализированной формы, в мелкой пласти­ке (статуэтки «слуг») — свежий натурализм; в рельефе и в живописи складывается ставшая традиционной схема изображения человеческой фигуры (голова и ноги в профиль, плечи—ан­
стройки (храмы, пи­рамиды и пр.), час­тично сохранившие­ся до нашего вре­мени, были созданы путем массового при­менения рабского труда. Е. и. утверж­дало и прославляло «божественную» власть фараона и его покровителей — бо­
фас). Широкое разви­тие получает ювелир­ное искусство.
В переходный пе­риод и в эпоху Сред­него царства (2000— 1600 до хр. э.), когда происходил процесс упадка центр, власти, возвышения местных центров, усиления зна­ти, а также отчасти средних слоев населе­ния, в искусстве уси­ливаются черты нату­рализма, распростра­нение получают порт­
Великий сфинкс в Гизехе (Древнее царство).
гов. В монументаль­ной архитектуре, ко­
торая была ведущим видом искусства, главными зданиями были храмы и гробницы (усыпальницы царей — пи­рамиды). Статуи (из базальта, гранита, песча­ника), стоявшие внутри и снаружи храмов и гробниц, изображали фараонов, богов, сфинк­сов. Рельефы и живопись, покрывавшие стены, развертывали сцены загробной жизни, подвигов богов и фараонов.
В развитии Е. и. различают несколько пе­риодов. Из памятников т. н. «архаической эпо­хи» (прибл. 4500—3600 до хр. э.), времени воз­никновения гос-ва и первых двух династий, до нас дошли кремневые орудия, росписныо сосуды, каменные и глиняные статуэтки, гроб­ницы первых фараонов.
В период т. н. Древнего царства (3600— 2700 до хр. э.), времени расцвета сильной де-спотич. власти на основе организованного зе-
ретная скульптура и
Голова царицы Нефертити (Новое царство).
мелкая пластика, по-
священная изображе­нию различных социальных типов. Погребаль­ные храмы носят нередко пещерообразный характер; перекрытия зал и галлереи покоятся на призматических, желобчатых или много­гранных колоннах.


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.