235
ЕСТ ЕС Т ВОЗ HAH И Е
236
другим телам—ничего нельзя сказать. Лишь в движении тело обнаруживает, что оно есть. Есте­ствознание таким образом познает тела, рас­сматривая их в соотношении друг к другу, в движении. Познание различных форм движе­ния и есть познание тел. Таким образом изу­чение этих различных форм движения явля­ется главным предметом естествознания». И ло­гически и исторически Е. переходило от изу­чения наиболее простых, низших форм движе­ния к высшим, более сложным. Иерархия (по­рядок соподчинения) форм движения в при­роде определяет собой и взаимное отношение, последовательность естественных наук. Энгельс подчеркивает, что «классификация наук, из которых каждая анализирует отдельную форму движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения, является также классификацией, иерархией, согласно присущему им порядку, самих этих форм движения, и в этом именно и заключает­ся ее значение;... подобно тому как одна фор­ма движения развивается из другой, так и отра­жения этих форм, различные науки, должны с необходимостью вытекать одна из другой». Марксизм отвергает субъективизм, искусствен­ность, внешнее расположение материала, «огра­ниченно-метафизическое» насильственное за­крепление границ, характерные для создавав­шихся в разные эпохи классификаций наук (Бэкона, Даламбера, Конта и др.), борясь как с попытками перенесения закономерностей, специфических для одних областей, на другие (напр. «натуралистическое понимание истории», объяснение общественных явлений «борьбой за существование» и т. п.), так и с метафизи­ческим разрывом их (Риккерт, Виндельбанд и т. д.). Но, не задаваясь целью дать закончен­ную раз навсегда, окостенелую систему наук, марксизм намечает в качестве исходных прин­ципов классификации их «объективные свя­зи явлений», внутреннее единство и различие «форм движения» материи, с одной стороны, и историческую обусловленность человеческого познания, необходимость изучения «последова­тельного развития отдельных отраслей Е.»— с другой. Маркс и Энгельс пишут (в «Немец­кой идеологии»): «Мы знаем только одну един­ственную науку, науку истории. Рассматривая историю с двух сторон, ее можно делить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: поскольку существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга». История Е. ярко обнаруживает справедли­вость материалистич. понимания истории, за­висимость развития Е. от уровня производи­тельных сил и производственных отношений, от развития потребностей экономики. Недаром Маркс сопоставлял Е.—это «теоретическое от­ношение» человека к природе—с индустрией— «практическим отношением»—и на вопрос: «чем было бы без промышленности и торговли Е.»,—■ отвечал, что «даже это „чистое" Е. получает свою цель, равно как и свой материал, только благодаря торговле и промышленности». Эко-номич. потребность была главной пружиной двигавшегося вперед познания природы: «Если с самого начала возникновение и развитие наук обусловлено производством», то Е. в свою очередь оказывало обратное воздействие на экономику и на производство, «ворвавшись та­ким образом через посредство промышленности в человеческую жизнь, преобразовав ее и под-
готовив освобождение человечества, хотя не­посредственным образом на первых порах оно и обесчеловечило его». Развитие естествознания обусловливалось в конечном счете влияй-экономического развития как прямым, непо­средственным, так большей частью и опосред­ствованным, косвенным.
Зачатки Е. зародились у культурных наро­дов древности (Вавилон, Египет, Индия, Ки­тай) из потребностей практической жизни. «Необходимость вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию»(Маркс), вавилонская астрономия, унаследованная от еще более древней, сумерийской культуры, раз­вивалась также прежде всего в интересах с. х-ва; такого же происхождения и механика; развитие математики стимулировалось как не­посредственно практич. нуждами, так и за­просами астрономии и механики. Если однако эти области Е. достигли нек-рой теоретической высоты, то др. отрасли Е. (химия, биология) представляли накопленную эмпирическим пу­тем сумму знаний чисто прикладного (меди­цинского, промышленного и т. д.) значения. Несколько в стороне от столбовой дороги рас­пространения Е. стояли Индия и в еще боль­шей степени Китай; все же и они участвовали в сопутствовавшем торговым сношениям ме­ждународном обмене знаниями, в процессе к-рого сложился фундамент Е., унаследован­ный греками отчасти через посредство фини­киян, отчасти непосредственно. Греки не только обогатили сокровищницу Е. новыми достиже­ниями, количественно увеличив сумму знаний, но подняли Е. на новую ступень и в качест­венном отношении. Не довольствуясь накоп­лением эмпирических сведений по Е., греки вы­двигают проблему всеобщей внутренней свя­зи явлений природы, универсальную идею при­чинности, необходимости и взаимодействия, рассматривают природу как единое целое, —» впервые в истории т. обр. Е. поднимается до уровня теоретич. науки, до уровня системы природы. Нося диалектический характер, ге­ниально предвосхитив в зародыше «все позд­нейшие типы мировоззрения», в том числе и ряд современных общих теорий Е., греч. Е. и философия, как указывает Энгельс, сохраня­ют и по сей день интерес для современного Е. Зародившись в колониях (малоазийских и итальянских), опередивших в социально-эко-номич. развитии сравнительно отсталую метро­полию, греч. Е. и в дальнейшем развитии от­ражало влияние классовой борьбы и социально-экономич. сдвигов греч. об-ва. В первый пе­риод греч. Е. (7—4 вв. до хр. э.) находилось под влиянием раннего греч. материализма, на­чиная с ионийской школы т. н. «физиологов», или «физиков» (Фалес, Анаксимандр, Анакси-мен), и кончая «атомистами» (Левкипп, Демо­крит). Этот период в соответствии с интересами одержавших верх в борьбе демократических (ремесленники, торговцы и т. д.) элементов греческого общества ознаменовался рядом крупнейших достижений в различных областях Е.: астрономии (разработка календаря, есте­ственно-научное объяснение затмений, уче­ние о шарообразности Земли и др.), математи­ке (в особенности Пифагорова школа), геогра­фии, описательном естествознании, физике (аку­стика) и т. д.
Смело поставив коренную проблему материи, развернув в основе материалистич. объяснение природы, опирающееся на идею естественной


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.