295
ЖЕНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ—ЖЕНЩИНА
296
митете по организации добровольч. формирова­ний создался Женский союз добровольцев. В ряде городов существовали его отделения. Добровольцами принимались женщины не мо­ложе 18 лет. Кроме того был сформирован женский «батальон смерти» (200 чел.) и под командованием Бочкаревой 23/VI из Петро­града отправлен на фронт в Молодечно. Жен­ские батальоны не участвовали в боевых действиях на фронте и вскоре были воз­вращены в тыл. 1-й Петроградский женский батальон во время Октябрьского восстания в Петрограде вместе с юнкерами защищал Зим­ний дворец с находившимся в нем Времен­ным правительством и был расформирован 21/XI Петроградским военно-революционным
комитетом                                                  А. Смирнов.
ЖЕНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ—уста­новлен на 2 Международной конференции со­циалисток в Копенгагене в 1910 по инициа­тиве Клары Цеткин с целью «мобилизации ши­роких женских масс против буржуазного гос­подства». Вначале основным содержанием это­го дня являлась агитация в пользу женского избирательного права и вовлечение отсталых слоев работниц и трудящихся я-генщин в об­щую борьбу пролетариата за социализм. Впер­вые Ж. м. д. был проведен в 1911 в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии. С 1913 Ж. м. д. празднуется 8 марта. В этом же году он впер­вые был отмечен в России. Тогда почти весь номер «Правды» был посвящен Ж. м. д. С-д. фракция большевиков Гос. думы приветство­вала в этот день работниц России. В зале Ка-лашниковской биржи в Петербурге был устро­ен митинг работниц, на к-ром присутствовало более трех тысяч. Митинг был проведен под видом легального «научного утра по женскому вопросу». Выступали большевички, призывав­шие работниц к борьбе с царским самодержа­вием в рядах всего рабочего класса. В 1914 Ж. м. д. был отмечен пролетариатом Петербур­га, Москвы, Самары, Саратова, Иванова, Ки­ева. В Петербурге был выпущен первый номер журнала «Работница». В 1917 пр-во помешало работницам Петрограда праздновать Ж. м. д. Столкновение с полицией привело к демонстра­ции. Работницы вышли на улицу с требова­нием хлеба и прекращения войны. Это движе­ние влилось в общий поток борьбы пролета­риата в период Февральской революции. Пос­ле Октябрьской революции Ж. м. д. проводится как общий пролетарский праздник, ставящий целью мобилизацию трудящихся женщин под знаменем ВКП(б) и вовлечение их в социали­стическое строительство. В восточных респуб­ликах СССР широкие массы трудящихся жен­щин Востока принимают участие в демонстра­циях. В 1933 в СССР праздновалось 20-летие со дня первого празднования Ж. м. д. Этот день был отмечен ЦК ВКП(б) и советской властью награждением ряда выдающихся ра­ботников среди женщин и ударниц фабрик, заводов н колхозов орденом Ленина и орденом Красного трудового знамени.
Лит.: Благоева С, Двадцать лет 8 марта, М —Л., 1930; Мило видова Э., Женский вопрос и женское движение, Москва — Ленинград, 1929; Поста­новление ЦК ВКП(б) о проведении международного жен­ского дня от 5 марта 1933, «Правда», Москва, 1933, № 64, от 6 марта.                                                       С. Смидооич.
ЖЕНЩИНА. В антропологич. отно-ше и ии Ж. характеризуется меньшим ростом (приблизит, на 10 см против среднего роста мужчин данной расы), меньшим развитием мус-
кулатуры, более короткими ногами, более ши­роким (относительно) тазом и более узкими плечами. В большинстве случаев вследствие меньшего развития мускулатуры кости у Ж. тоньше и отличаются большей гладкостью, вес меньше мужского, жировые отложения обиль­нее. Большей частью у малокультурных племен половые различия (вторичные половые приз­наки) выражены слабее, чем у высококультур­ных, и женщины с виду меньше отличаются от мужчин.
Женщина в первобытном обществе. Положе­ние Ж. всегда определялось ее хЪз. ролью и всей совокупностью общественных отношений на данной ступени развития общества. На ран­них ступенях общественного развития хоз. роль Ж. очень велика. У племен, добывающих средства к жизни охотой и собирательством, на долю Ж. падало собирание и приготовление растительной пищи. Нек-рые ученые полагают, что хозяйственное использование огня (очаг) и первое искусственное жилище (шалаш) веро­ятно— изобретение Ж.-матерей. При мотыж­ном земледелии Ж. принадлежит преобладаю­щая хоз. роль, мужчина обычно меньше уча­ствует в земледельческих работах. У скотово­дов и при плужном земледелии хоз. роль Ж. является подчиненной, подсобной. Существую­щий у очень многих народов на ранних ступе­нях развития счет родства по женской линии не означает сам по себе высокого положения Ж., и его нельзя считать признаком господ­ства Ж., гмнйсокряте и. Только у очень не­многих народов на ранних ступенях развития Ж. занимает почетное, иногда даже выдающе­еся положение в семье и в общественной жиз­ни, считается хозяйкой всего семейного иму­щества, участвует в обсуждении обществен­ных дел и т. п. ч
С разложением родовых отношений, утвер­ждением патриархальной семьи и началом концентрации богатств в отдельных руках по­ложение женщины меняется: ее деятельность ограничивают работами по дому, и она с нача­лом классового общества занимает подчинен­ное положение.
Женщина в античном рабовладельческом обще­стве. Невольники обоего пола одинаково бес­правны. Ж. господствующих классов уже в го­меровский период принижена семейным гос­подством мужчин и конкуренцией рабынь, имея в то же время над ними чрезвычайно значительную власть госпожи. В архаической Спарте женщины занимали более почетное по­ложение, чем в Афинах, где они были затвор­ницами, за исключением гетер, привилегиро­ванного слоя афинской проституции. В рим­ской патриархальной семье Ж. являлась недее­способной, хотя домохозяйка, матрона, и поль­зовалась внешне почетным положением. Жен­ский фаворитизм в императорском Риме лишь подчеркивал общее бесправие женщины.
Женщина в эпоху феодализма. Внутренней рас­порядительницей замкнутого натурального хо­зяйства поместья являлась хозяйка замка, же­на феодала, занятого хищническими набегами и разбойничьими предприятиями. В связи с этим в феодальном обществе Ж. пользовалась значительным внешним авторитетом, особенно среди вассалов ее мужа и мелкого бродячего рыцарства («культ дамы»), но по отношению к мужу, феодальному властелину, женщина бы­ла безответной рабой, хотя она была в общем культурнее и обычно грамотнее мужчины. Кре-


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.