297                                                                      женщина                                                                       298
постная крестьянка, несшая ряд общих и спе­циально женских натуральных повинностей (пряжа и тканье, молочное и птичье хозяйство на господском дворе и т. д.), несла двойное бремя: она была рабой бесправного мужа и тем беззащитнее по отношению к произволу феодала, их общего господина (например право первой ночи). Ж.-горожанка, как и жена фео­дала и крестьянина, была также в полной за­висимости от мужа; в ремесленных семьях Ж. играла значит, производственную роль, оста­ваясь однако в полной зависимости от главы семьи и семейного производства. Если рыцар­ский «культ дамы» поддерживал принцип не­вмешательства Ж. из знати в мирские дела рыцарства, то церковь, наряду с культ: девы поддерживавшая веру в «нечист ту Ж., пресекала малейшие отступления отдельных Ж.—особенно из простонародья—от религиоз­но-феодального уклада, в частности — суровы­ми процессами о ведовстве, терроризировавши­ми Ж. К услугам знати, желавшей почему-либо устранить из семьи и об-ва ту или иную Ж., имелось другое средство — пострижение их, пожизненное заточение в монастырь. Фео­дальные войны, крестовые походы, рыцарские разбои,уничтожая значительную долю мужско­го населения, оставляли массы вдов и сирот. Кроме того суровый семейный строй выталки­вал из семейной среды немало Ж. Хозяй­ственная несамостоятельность, цеховые огра­ничения увеличивали массы бездомных Ж.; часть их уходила в многочисленные женские монастыри и заполняла публичные дома («жен­ские дома») в расчете таким путем получить хотя бы нек-рое покровительство у эксплоа-тировавших эти установления церковных, кня­жеских и городских властей. Полумонашеские женские об-ва бегинок, преимущественно из го­родской бедноты, являлись рассадниками суе­верий и опорой влияния католич. духовенст­ва, но в то же время в них зарождались раз­личные еретические течения с коммунистич. окраской, связанные с сектой бегардов. Ж. из городской и крестьянской бедноты часто иска­ли освобождения от тяжелой женской доли в коммунистических сектах (напр. Маргарита ди Тридено, подруга фра-Дольчино, стоявшая вместе с ним во главе секты апостоликов и подвергшаяся сожжению на костре).
Развитие торг. обмена и разложение фео­дального натурального х-ва увеличивают празд­ность Ж. из знати и верхнего слоя гор. об-ва. Идеология «раскрепощения личности», конечно лишь в отношении господствующих классов, способствует раскрепощению Ж. этих классов. Они получили возможность приобщаться к искусствам и наукам Возрождения. Кристина де Пизан пишет «Град женщин» (нач. 15 в.)— первую книгу по эмансипации Ж. Но в то же время Ж. из знати предаются необузданному разврату наряду с мужчинами своего класса. Сосредоточение знати в эпоху абсолютизма при дворе создало значительный слой придворных фавориток и куртизанок, придворную прости­туцию, получившую влияние на государст­венные дела. Некоторые Ж. из знати и ознатив-шегося слоя буржуазии заводят влиятельные политические и литературно-художественные салоны. В то же время накопление капитала создает идеал мещанской семьи и Ж.-семья­нинки и домохозяйки. Женщины из городской и сельской бедноты увеличивают ряды город­ского ремесленничества. Еще в 13—14 вв. воз-
никают я;енские городские ремесла и цеховые орг-ции, состоящие из Ж. Цехи однако борют­ся с женским ремеслом. В 15—17 вв. Ж. по­степенно вытесняются из цехов, вливаются во внецеховую ремесленную массу и образуют главное ядро т. н. домашнего ремесла, жесто­ко эксплоатируемого торговым и мануфактур-но-промышленным капиталом. Обезземеление крестьянства и обнищание, с развитием ману­фактур, городских ремесленных масс создали благоприятную почву для развития проститу­ции. В частности в наемных войсках кондо­тьеров и армиях абсолютных монархов была со­здана походная проституция следовавших за ними «женских обозов».
Женщина в эпоху капитализма. Промышлен­ный переворот произвел революцию в жен­ском труде и экономическом положении тру­дящихся Ж. Машина втянула Ж. в фабричное производство. Одновременно с походом против машины английские ремесленники вели борь­бу против женского труда. Профсоюзы отказы­вали женщинам в приеме, что заставляло их создавать собственные проф. организации, ис­пользуемые хозяевами. Общая заработная пла­та постоянно скатывается к уровню более де­шевого женского труда. С усилением профсо­юзов хозяева поощряют развитие внесоюзной домашней промышленности в новой механизи­рованной форме, бесконтрольно эксплоатируя в ней прежде всего женский труд. Это дает хозяевам возможность лицемерно согласиться на введение на фабриках охраны женского тру­да. В некоторых отраслях пром-сти (пищевой, текстильной) мужской труд вытесняется более дешевым женским трудом. В Америке образо­вались целые пром. города почти исключитель­но с женским трудом, т. н. «города женского рода» («she towns»). Жестокая эксплоатация труда Ж. ведет к понижению деторождаемости, увеличению детской беспризорности и смерт­ности, детоубийств и абортов, ранней инва­лидности трудящихся Ж., равно как и рас­пространению среди них проституции. Бур­жуазия использует проституцию для борьбы с быстрым приростом населения и для охраны семейного очага, вместе с тем регламентируя ее. Торговля «живым товаром» принимает гро­мадные размеры.
Развитие буржуазно-экономич. гражданско­го оборота выдвигает еще в эпоху бурж. рево­люций, в к-рых'женщины принимают живей­шее участие, т. н. женский вопрос. Сре­ди буржуазии начинается движение в пользу женской эмансипации, преимущ. формально-правовой, но в нем обозначается более ради­кальное женское движение. Оно вы­двигает требования политического, семейного и образовательного равенства женщины. В эпо­ху Северо-американской революции одним из ее организационных центров был салон Мерси Отис Уоррен. В то же время она и Эбигайль Смит Адаме были в Северной Америке первы­ми борцами за женское равноправие. Штаты Нью Джерси и Виргиния предоставили Ж. из­бирательное право, которое однако не получи­ло осуществления. В эпоху Французской ре­волюции одним из влиятельнейших политич. центров буржуазии был жирондистский салон м-м Ролан. Жирондистка Олимпия де Гуж незадолго до своей казни выступает с «Декла­рацией прав женшнн» («Женщины имеют пра­во всходить на эшафот, они должны получить право всходить на трибуну»). Ж. из буржуа-


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.