317                                                             ЖЕРУХА—ЖИВНОВИЧ                                                             318
или отдаются тому, кому приносятся, или же, что чаще, частично или полностью поедаются лицами, приносящими жертву. В нек-рых ре­лигиях применяется система сожжения жертвы из расчета, что бог предпочитает якобы питать­ся «душой» жертвы, т.е. полуматериальной или нематериальной сущностью приносимого.
Местами Ж. в зависимости от того, кому при­носится жертва, служат могилы, особые места (высоты, урочища и т. п.), святилища или хра­мы. Лицами, совершающими Ж., являются род­ственники умершего, старейшие в роде, главы семейства, вожди; с появлением сословия жре­цов, священнослужителей, последние делают Ж. своей специальностью и добиваются права оставлять ту или иную часть жертвы в свою пользу, что становится одним из основных ис­точников их средств к существованию и на­копления богатств.
Лит.: Кунпв Г., Возникновение религии и веры в бога, 4 изд., М.—Л.. 1925, Эйльдерман Г, Пер­вобытный коммунизм и первобытная религия, 2 изд., if., 1930; Соответствующие главы в книгах по истории перво­бытной культуры Тейлора, Шурца, Липпер-т а и др.                                                      Н. Румянцев,
ЖЕРУХА, Nasturtium—род одно- или много­летних травянистых растений из сем. кресто­цветных, с желтыми или белыми цветами. К ро­ду Ж. относится кресс водяной. Ж. на­зывают и нек-рые другие крестоцветные.
Ж ЕСТ (франц.—телодвия-сение)—непроизволь­ные или произвольные движения (преимуще­ственно рук), сопровождающие речь для усиле­ния ее выразительности или даже заменяющие ее (жестикуляция). Обычно различают Ж. указывающие, изображающие (т. е. обрисо­вывающие предметы или подражающие) и сим­волические (условные). Ср. Мимика.
ЖЕСТКОКРЫЛЫЕ, то же, что окупи.
ЖЕСТЬ—тонкое листовое железо (толщина меньше 1 мм); Ж., покрытая слорм олова, паз. белой, непокрытая—ч ернойЖ. Темная, или матовая Ж. покрывается сплавом оло­ва со свинцом. Ж. изготовляется из самого мягкого литого и пудлингового железа. Белея Ж. применяется для штамповки различных изделий: тары для упаковки разных товаров, гл. обр. консервов, предметов домашнего оби­хода, посуды и пр. Матовая Ж. идет для изго­товления (в Америке) баков для газолина, масла и др.
ЖЕТОН—1) при игре в карты и т. п. расчет­ная марка вместо денег в виде монеты; 2) ме­таллический значок, выдаваемый в состязани­ях в качестве приза членам какого-либо обще­ства и т. п.
ЖЕХО'Л—1) вост. провинция Внутр. Мон­голии, то же, что ЯСэхэ. 2) Гл. гор. провинции Ж., то же, что Чэндэ.
ЖИВАЯ ГАЗЕТА—один из жанров самодея­тельного театра, возникший в начале Октября в процессе театрализации устной газеты. Компо­зиция материала в Ж. г. строится по принципу газеты (передовая, статьи, фельетоны, хроника, телеграммы и т. п.). Сценически Ж. г. разре­шается через т. н. малые формы (оратории, скэтчи,райки,лубки и т. д.); используются кино, радио, экран. Особое развитие Л\. г. получила на первом этапе восстановительного периода (1921—25) благодаря острой агитационности, злободневной и местной тематике, гибкости и доходчивости театральных форм и приемов. Ж. г. вошла как элемент в «Сирюю блузу*. На втором этапе восстановительного периода Ж. г. уступает место другим формам самодеятельно-
го театра. Но еще и в реконструктивный период опыт Ж. г. используется агитбригадами.
ЖИВАЯ ИЗГОРОДЬ —сплошные (в 1—3 ря­да) густые насаждения древесных пород, гл. обр. колючих, применяемые с целью замены искусственной ограды (забор). Для Ж. и. в се­верной и средней полосах СССР применяются гл. обр. боярышник, акация желтая, барбарис, ива, ель, облепиха и шиповник; в южной по­лосе—бирючина, гледичия, лох, граб, берест, акация белая, держи-дерево, шиповник, колю­чий бобовник; на крайнем юге—маклюра и гранат. Ж. и. удерживает влагу в почве, пре­пятствует распространению пожаров, занесе­нию дорог снегом и т. п.
Лит.: Керн Э., Живые изгороди и защитные лес­ные полосы, 2 изд., Л.—М., 1931.
ЖИВАЯ СИЛА—устаревшее название кине­тической энергии движущегося тела/
«ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ» — первоначально (1922) общее название так называемого обновленческо­го движения русской православной церкви, ко­торое стремилось к частичным реформам. Часть сторонников движения приняла новое наиме­нование—«Церковное обновление» (ср. Обнов­ленцы). Сохранило прежнее название одно из направлений, руководимое в 1923—24 священ­ником Красницким.
Корни движения «Ж. ц.» восходят еще к пред­революционному периоду, но открыто это дви­жение выступило лишь тогда, когда явно тя­нувшая в сторону самодержавно-помещичьего строя церковная верхушка с патриархом Ти­хоном во главе окончательно обнаружила ре­акционный характер церкви. Движение «Ж. ц.» связано со «сменовеховскими» надеждами части, бурж. интеллигенции и мелкобурж. кругов на перерождение советской власти. «Ж. ц.» выдви­нула ряд проектов, сводившихся к уничтоже-нию в богослужении и церковном быту наибо­лее отсталых пережитков, в частности лежав­ших на духовенстве брачных ограничений. «Ж. ц.» требовала разрешения архиереям всту­пать в брак и предоставления женатым права быть архиереями, разрешения священникам второго брака и т. п. Однако (и это—один из-ярких показателей начавшегося отмирания ре­лигии) из обновленческих попыток почти ничего не вышло, и движение скоро распалось на не­сколько враждебных направлений: «Союз древ-ле-апостольской церкви» священника Введенско­го, монашеский «Союз церковного возрождения» епископа Антонина, «Трудовую церковь» епи­скопа Иоанникия, группу священника Красниц-кого, удержавшую прежнее название «Ж. ц.». Эта группа ставила своей целью главным обра­зом защиту так называемого белого духовенства (попов) против черного (монахов и архиереев). На церковном соборе 1923 она играла еще видную роль, но на соборе 1924 почти исчезла, большею частью растворившись в «Союзе древ-ле-апостольской церкви».
Лит.: К p а с и к о в П., На церковном фронте, М., 1923 Стенографический отчет Второго всесоюзного съезда Союза bohhcti.ующих безбожников, Москва, 1930 (доклад Лукачсчского).                                              С. Урсыноеич.
ЖИВИЦА—смола хвойных деревьев. Добы­вается с помощью надрезов, делаемых на коре, и служит исходным продуктом для получения скипидара и канифоли.
ЖИ'ВКСВИЧ, Пера (р. 1879)—югославский генерал, командующий королевской гвардией, возглавлявший пр-во военно-фашистской дик­татуры после переворота 6/Т 1929 до апр. 1932' (см. Югославия). Участник офицерской заговор-


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.