319
ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО—ЖИВОТНОВОДСТВО
320
•щической орг-ции «Черная рука», свергнувшей в 1903 сербскую династию Обреновичей и убив­шей короля Александра и его жену Драгу. Вследствие раскола в лиге «Черная рука» Ж. организовал новую—«Белая рука», которая в скрытой форме руководит полит, жизнью Юго­славии, тесно связана с русскими монархи­стами и усиленно противодействует налажива­нию нормальных отношений с СССР. С дек. 1934 Ж.—военный и морской министр в каби­нете Ефтича, а с июня 1935—в кабинете Стоя-диновича.
ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО — см. Протоплазма.
ЖИВОЕ СЕЧЕНИЕ — перпендикулярное сече­ние потока какой-либо жидкости. Определе­ние площади живого сечения необходимо в гидравлике для опре­деления количества жидкости, протекающей в определенный промежуток времени.
ЖИВОЙ ВЕС — полный вес с.-х. животного. Различают еще убойный вес, т. е. вес обделан­ной туши по удалении внутренностей и кожи. Убойный вес составляет у рогатого скота 48— 90% Ж. в. в зависимости от корма. Ж. в. ло­шади колеблется от 200 до 750 кг, коровы—от 150 до 900 кг, быка и вола—от 220 до 2.000 кг, овцы и барана—от 30 до 200 кг, свиньи—от 80 до 480 кг.
ЖИВОЙ ИНВЕНТАРЬ—см. Инвентарь.
ЖИВОКОСТЬ, шпорник, Delphinium—-род одно- или многолетних травянистых растений из сем. лютиковых, б. ч. с синими или голубы­ми неправильными цветками. Нек-рые виды Ж. разводят как декоративные. Все виды Ж. ядо­виты. Один вид Ж., D. consolida,—частый сор­няк наших полей, особенно среди озимой ржи.
ЖИВОПИСЬ—как важнейшая отрасль изобра­зительного искусства (ср. Скульптура) явля­ется передачей зрительного восприятия трех­мерных (т. е. имеющих объем) предметов на плоскости, иногда на кривой поверхности (напр. свода), создавая путем использования крася­щих веществ иллюзию предметов в простран­стве. Ее происхождение восходит к доисториче­ским временам. От древнекаменного века (па­леолита) сохранились выполненные на стенах пещер (в Юго-зап. Франции и на севере Испа­нии) изображения животных, на которых охо­тился первобытный человек.
Античный мир (Египет, Крит, Греция и др.) отводил Ж. большое место как монументально­му искусству, украшавшему стены дворцов и храмов. Техника, использовавшая находимые в природе, а затем искусственно добываемые красящие вещества, глины (охры) и т. п., на­чала применять и более сложные технические приемы, основанные на комбинациях различ­ных цветных материалов (напр. мозаика). В по­здней античности появляется т. н. «станковая» Ж. (восковыми красками) на досках, могущих быть переносимыми с места на место.
В истории Ж., не отделимой от истории изо­бразит, искусства, начиная с древней Греции (см. Греческое искусство) наблюдается про­грессивное развитие в овладении действитель­ностью, появление приемов передачи простран­ства (линейной, а затем и воздушной перспек­тивы), моделировки (передачи круглости пред­мета при помощи наложения теней и распреде­ления света) и т. д. В византийском искусстве, романском и готическом искусствах (см. Готиг ка) и в эпоху итал. Возрождения Ж. сохраня-
ла декоративно-монументальный характер в технике мозаики, живописи на стекле и фрески (стенная Ж. водяными красками по сырой шту­катурке и различные варианты этой техники). Выдвигается миниатюрная Ж. на страницах книги (см. Миниатюра). В искусстве антич­ного мира широкое распространение имела тех­ника энкаустики (Ж. окрашенным воском). В эпоху Возрождения (Ренессанса) в станковой Ж. преобладала сначала темпера (краска на яичном желтке, соке растений и т. п.), а затем масляная (сначала на досках, затем на хол­сте), к-рая завоевала главенствующее положе­ние. К технике Ж. относятся акварель (краска, разбавляющаяся водой), годная только для бу­маги, пастель (сухая краска, цветной мел) и др.
О стилях в изобразит, искусстве и Ж., их те­матике (иконографии) и идеологической функ­ции в различных социальных формациях см. Искусство, Иконопись, Голландское, Итальян­ское, Испанское, Нидерландское, Фламандское, Французское искусство.
Лит.: В и б е р Ж., Научные сведения по живописи, СПБ, 11907]; Р е р б е р г Ф., Палитра современного ху­дожника,. М., 1921; Киплик Д., Техника живописи, вып. 5, Л., 1927; Чернышев Н., Техника стенных росписей, М., 1930.                                          А. Сидоров.
ЖИВОРОДЯЩИЕ, 1) в ботанике—расте­ния, образующие в соцветиях вместо цветков луковички или клубеньки, к-рые служат для вегетативного размножения и прорастают уже на материнском растении. Ж. наз. также ра­стения, семена которых прорастают в плодах, еще не свалившихся с дерева. 2) В з о о л о -г и и—см. Живорождение.
ЖИВОРОЖДЕНИЕ—рождение живых детены­шей. Встречается у представителей всех типов животных; обусловливается тем, что оплодо­творенные яйца задерживаются в половых путях самки и там проходят свое развитие. Ча­сто зародыш входит в связь с телом матери и питается за счет соков или крови ее тела (у б. ч. млекопитающих и у некоторых беспозво­ночных: многоножек, насекомых, слизняков). См. Беременность.
ЖИВОТНАЯ ТЕПЛОТА—тепло, развивающееся в организме животных и человека под влия­нием происходящих в нем химич. процессов. Благодаря развитию Ж. т. так наз. теплокров­ные животные могут поддерживать температу­ру своего тела на нек-ром постоянном уровне (37—40°), даже если темп-pa окружающей сре­ды значительно ниже. См. Теплорегуляция.
ЖИВОТНОВОДСТВО — отрасль с.-х. производ­ства, состоящая в разведении с.-х. животных и эксплоатации их полезных качеств. Воз­никновение Ж. относится к первобытному х-ву, в котором оно развилось из приручения диких животных. Основными объектами Ж. являют­ся: рабочий скот, крупный рогатый скот, сви­новодство, овцеводство, птицеводство, кролико­водство, звероводство, оленеводство, собако­водство и др. К Ж. можно отнести также раз­ведение шелковичных червей и пчеловодство.
Мировая война привела к резким изменениям в Ж. В воевавших странах количество рабочего и продуктивного скота резко сократилось; в заокеанских же странах—в США, Канаде, Ар­гентине и нек-рых других—оно, наоборот, за период Мировой войны заметно увеличилось.
В послевоенный период Ж. капиталистиче­ских и колониальных стран, в связи с хрони­ческим аграрным кризисом, особенно усилив­шимся в период мирового экономич. кризиса, находится в состоянии деградации. Падение


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.