331                                                      ЖИЗНЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ-ЖИЗНЬ                                                      332
ЖИЗНЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ— отношение жиз­ненной емкости легких к весу тела. Больший показатель характеризует сравнительно боль­шое физическое развитие.
ЖИЗНЬ—совокупность явлений, происходя­щих в живых организмах; представляет собой особую форму движения материи, а именно: «форму существования белковых тел», возни­кающую на определенной ступени процесса развития материи. Попытки более точного определения понятия Ж. «имеют в научном от­ношении незначительную ценность; чтобы дать действительно исчерпывающее представление о Ж., нуяшо обозреть все формы ее проявле­ния» (Энгельс). В соответствии с основными борющимися течениями человеческой мысли— идеализмом и материализмом—в биологии с давних пор боролись два основных направле­ния: идеалистическое, гл. обр. в форме вита­лизма, и материалистическое. Материалистиче­ское объяснение Ж. восходит к древнегреч. материалистической школе атомистов (см. Де­мокрит), к-рая хотя и видела причину Ж. в душе, но душу считала материальной, состоя­щей из тех же атомов, что и тело (см. Атомизм). Витализм, уходя глубочайшими корнями в пер­вобытный анимизм, исторически восходит к учению Аристотеля, к-рое вытеснило наивно-материалистические представления атомистов. По взглядам Аристотеля, причина Ж.—целесо­образная деятельность души нематериальной, внепространственной, вневременной и бес­смертной. Эти взгляды в форме учения о «жиз­ненной силе», «формообразовательном стремле­нии» и т. п. были поколеблены механистически­ми учениями о Ж. (Декарт в 17 веке, франц. материалисты в 18 в., считавшие животных ма­шинами), но все же удержались до 19 в., когда расцвет точных наук привел к победе механи­стического , правильнее—физико-химического объяснения Ж. Но в конце 19 и нач. 20 вв. витализм снова поднял голову (см. Неовита­лизм). Возрождая по существу «жизнен­ную силу» старых виталистов, т. е. особый нематериальный, целесообразно действующий жизненный фактор, виталисты отделяют Ж. не­проходимой пропастью от остальной «неживой» природы; нек-рые из них допускают даже, что вся «природа, как таковая, существует ради определенной цели», т. е., другими словами, во всей природе, и живой и неживой, проявляется целесообразная деятельность бога-творца. Ви­тализм, доведенный до логического конца, при­водит к богу. Механическое объяснение Ж., в отличие от виталистического, отрицает каче­ственное различие между живой и неживой природой: разница, по механистическим взгля­дам, чисто количественная; все может быть объ­яснено законами механики. Живые тела при­равниваются механистами к машинам, к кри­сталлам и т. п.; делались попытки создать искусственные модели живых организмов («ис­кусственные клетки» Траубе, «амебы» из пота­ша с оливковым маслом, «искусственные орга­низмы» Ледгока и т. д.), причем в этих моделях ошибочно видели аналогию с действительными явлениями Ж.
Материалистический лагерь в биологии в ог­ромном большинстве принадлежал к механи-стич. крылу материализма, так что диалектич. материализму, даже в условиях диктатуры про­летариата в СССР, приходится завоевывать свои позиции в борьбе не только против всего фронта идеалистических течений, но и против
вульгарного механистич. материализма. С дру­гой стороны, диалектическому материализму приходится вести борьбу и против попыток под­мены марксизма меньшевиствующим идеализ­мом (отрыв теории от практики, оперирование пустыми категориями, обвинения Энгельса в ламаркизме, ревизия Энгельсова определении Ж., Энгельсова положения об отношении Ж. и смерти, отождествление диалектич. материа­лизма в биологии с дарвинизмом, генетикой, метафизическое противопоставление физиоло-гич. и историч. закономерностей и т. д.).
С точки зрения диалектич. материализма Ж. есть особая форма движения материи, особое ее состояние, новая ступень, исторически возник­шая и развивающаяся в борьбе противополож­ностей. Эта характеристика Ж., вытекающая из сформулированного Энгельсом учения о фор­мах движения материи, признавая единство всей природы, единство материи, вместе с тем не упускает из виду и различий, своеобразия новых качеств, возникающих скачкообразно в процессе развития материи. Поэтому должны быть решительно отметены попытки кой-кого из меныиевиствующих идеалистов и механи­стов подвергнуть ревизии это Энгельсово опре­деление Ж. как несоответствующее новейшим данным науки. Своеобразие Ж. коренится в особых свойствах того материального субстра­та (протоплазма), из которого построены орга­низмы. Энгельс определял Ж. как особую фор­му существования белковых тел («живой прото­плазмы»), существеннейшим и характернейшим свойством к-рой является непрерывный обмен веществ с окружающей средой—обмен, разру­шительный для неорганических тел, но для Ж. являющийся необходимым условием существо­вания. Энгельс подчеркивает, что тело, являю­щееся носителем Ж., «отличается от всех дру­гих тел тем, что является самостоятельным, по­стоянным химическим процессом». Из обмена веществ как основного свойства того мате­риального субстрата, с к-рым связана Ж., и вы­текают наиболее характерные проявления и признаки Ж., распадающиеся на след. 3 груп­пы: 1) физические и химические (состав и строение вещества), 2) морфологические, т. е. форма и строение организмов, и 3) физиологи­ческие. Все эти стороны Ж. находятся в тесной взаимной связи: «вся органическая природа является одним сплошным доказательством то­ждества или неразрывности формы и содержа­ния. Морфологические и физтгологические явле­ния, форма и функция обусловливают взаимно друг друга. Дифференцирование формы (клет­ка) обусловливает дифференцирование веще­ства в мускуле, коже, костях, эпителии и т. д., а дифференцирование вещества обусловливает в свою очередь дифференцирование формы» (Энгельс). Протоплазма—чрезвычайно сложное коллоидной природы сочетание различных бел­ков, ферментов и др. органических и неоргани­ческих веществ (углеводов, солей, воды и т. д.); белки являются по своим свойствам самой важ­ной ее составной частью, без к-рой Ж. невоз­можна. Ж. характеризуется не только химич. составом, но также и определенной структурой организма, в основе к-рого—от простейших до сложных многоклеточных при всем многообра­зии их форм—лежит одна и та же органическая единица — клетка. Ж. многоклеточного орга­низма, развивающегося из одной клетки,—не арифметическая сумма жизней клеток, а их высшее целостное единство, внутри к-рого как


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.