57
ДОМОВЫЙ КОМИТЕТ—ДОНАТЕЛЛО
58
ДОМОВЫЙ КОМИТЕТ—см. Домоуправление.
ДОМОГАЦКИЙ, Владимир Николаевич (род. 1876)—соврем, скульптор. Учился в Москов­ской школе живописи и ваяния, затем работал в Париже. Вначале находился под влиянием импрессионизма (Паоло Трубецкого и Родена), затем отошел от него, сосредоточившись гл. обр. на портретах (преимущ. в мраморе), от­личающихся тонкостью характеристики (бюсты Свердлова, В. Соловьева, Вересаева и др.). В годы революции работал в ГАХН пред. Со­юза скульпторов. Произведения Д. в Третья­ковской галлерее, Русском музее и др.
ДОМОСТРОЙ—русский лит. памятник 16 в., руководство для поведения и образа жизни представителя зажиточного гор. класса. Д. де­лится на три части: 1) о строении духовном, где излагаются требования христианской доб­родетели, согласованные с житейскими выго­дами; 2) о строении мирском—правила обраще­ния с членами семьи («любя сына, учащай ему раны», с женой рекомендуется расправа плетью и пр.); 3) о строении домовном—мелочные пра­вила домашнего х-ва. Д.—изображение бытово­го уклада горожанина феодально-крепостной России, проникнутого, заботой накопления и приращения своих хоз. благ. Глава семьи по Д. такой же неогранич. владыка домочадцев, как царь—подданных. Редакция и частичное авторство Д. принадлежат протопопу Сильве­стру. Грубость нравов, увековеченных Д., во­шла в поговорку, и слово «Д.» стало синони­мом семейного уклада, основанного на грубом самодурстве и неограниченном произволе гла­вы семьи.
■Лит.: марксист.—Покровский М., Русская история с древнейших времен, т. I, 7 изд., М., 1924, гл. VI (1 отд. главы); немарксист.—Некрасов И., Опыт- историко-литературного исследования о происхо­ждении древне-русского Домостроя, М., 1873.
ДОМОУПРАВЛЕНИЕ—аппарат непосредствен­ного управления жилищным х-вом. Д. несет как перед органами власти, так и перед прав­лением соответствующего РЖСКТ, жакта или домтреста полную ответственность за ведение х-ва и общее состояние домовладения. Д. дей­ствует на началах строгого хозрасчета с широ­ким привлечением всего населения дома к участию в управлении домом и организации его культурно-бытового обслуживания. В обя­занности Д. входит: исправное содержание -жилых и нежилых помещений и их своевре­менный ремонт; рациональное использование ■специальных оборудований (водопровод, кана­лизация, электричество, газ и т. д.); забота о •санитарном состоянии домовладения и орга­низация противопожарной охраны; страхова­ние имущества домовладения и выполнение •обязательств по налогам, арендной плате, воз­врату ссуд и "процентов; выполнение финплана и контрольных цифр домовладения, в т. ч. взи­мание квартплаты, и разрешение всех вопро­сов, связанных с проживанием в доме. В обла­сти административной на Д. возлагается про­писка и выписка населения дома, учет воен­нообязанных, выдача населению различных удостоверений и справок, представление не­обходимых сведений органам милиции, сани­тарного надзора и фиска и т. д.
ДО'МРА—старинный русский щипковый му­зыкальный инструмент с деревянным корпусом округленно-грушевидной формы, длинной шей­кой и 3 или 4 металлич. струнами, на к-рых играют плектром. Повидимому азиатского про­исхождения, известен в истории Московской
Руси с нач. 17 в. В поел, время Д. была усо­вершенствована В. В. Андреевым и Г. П. Лю­бимовым, создавшими ряд оркестровых разно­видностей Д. разной величины и диапазона. ДОМЬЕ' (Daumier), Оноре (1808—79)—франц. рисовальщик, литограф, живописец; сын сте­кольщика'. Д.—величайший карикатурист и один из крупнейших живописцев 19 в. Высту­пил в начале 30-х гг. с по­лит, и социальными кари­катурами, за которые неод­нократно подвергался ре­прессиям. Представитель наиболее радикальной ча­сти мелкой буржуазии, Д. жестоко бичевал политиче­ский режим Июльской мо­нархии и высмеивал «ко­роля лавочников», быт и нравы плутократии, круп­ной и мелкой буржуазии («Добрые буржуа»), страсть к наживе и спе­куляции («Жильцы и домовладельцы», «Совре­менные филантропы»). Он протестует против кровавых расправ («Убитые на улице Трансно-нэн»), против всемогущества денег, продажно­сти парламента (знаменитая литография «Зако­нодательное чрево», «Парламентские идиллии»). Живопись Д. была оценена лишь после смерти художника. Его картины, эскизно выполнен­ные, выдаются остротой характеристики и мо­нументальностью стиля (серия «Дон Кихотов», «Мнимый больной», «Клоуны», «Прачка» и др.). Лит.: Тугендхольд Я., Художественная куль­тура Запада, М.—Л., 1928 (ст. Домье).
ДОН (исп. — господин) — почетный титул, придаваемый лицам дворянского происхожде­ния в Испании. Донья (неправильно «дон­на»)—госпожа (в Испании). Донн а—дама (в Италии).
ДОН—р., берет начало в юж. части МО, впа­дает в с.-в. часть Азовского м. Протекает в пре­делах МО, Воронежской обл., АЧОК и СталК. Длина—1.984 км, площ. бассейна—423 т. кмг. Ширина в нижнем течении до 600 м, паде­ние и скорость течения незначительны. Судо­ходство затруднено мелями. Пассажирское па­роходство лишь в нижнем течении между Рос­товом и Калачом. Общий грузооборот в 1933— 835,3 тыс. т, из них 38,3% приходится на хлеб, 24%—на каменный уголь, 3,5%—на мине­ральные строительные материалы, 8,9%—на лес и 3,5%—на нефть. Рыболовство гл. обр. в низовьях. Гл. притоки: правые — Сев. Донец с Осколом, Чир, Сосна; левые—Воронеж, Би­тюг, Хопер, Медведица, Маныч, Сад. Во вто­рой пятилетке проводится соединение Д. с Вол­гой путем постройки Волго-донского канала.
ДОНАТЕ'ЛЛО (Donatello, прозвище Донато ди Ник-коло дй Бетти Барди, 1386 —1466) — итал. скуль­птор, один из величайших мастеров итал. Возрожде­ния. Главные произведения: «Давид», «Св. Георгий», «Лы­сый», рельеф «Пляска Сало­меи», конная статуя кон­дотьера Гаттамелаты (в Па­дуе). В своих статуях, порт­ретных бюстах и барельефах (из мрамора и бронзы), в к-рых с необычай­ной силой выражена душевная жизнь изобра­жаемых им людей, Донателло передал типиче-


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.