617
ИДЕАЛИСТ-ИДЕОЛОГИЯ
618
Гда уничтожится разрыв между умственным и физическим трудом. «Религиозное отражение действительного мира может вообще исчез­нуть лишь тогда, когда отношения практиче­ской, обыденной жизни людей изо дня в день будут представлять прозрачные и разумные связи их между собой и с природой. Строй об­щественного жизненного процесса, т. е. мате­риального процесса производства, сбросит с себя мистическую туманную завесу лишь то­гда, когда он станет продуктом свободно обоб­ществившихся людей и будет находиться под их сознательным и планомерным контролем» (Маркс, Капитал, изд. 1934, стр. 96). Теперь в 2/в части света существуют такие обществ, от­ношения, при к-рых с материального процесса производства уже сброшен мистический по­кров, а он сам поставлен под сознательный и планомерный контроль коллектива произво­дителей. На социалистической родине проле­тариата всего мира—в СССР, где идет борьба за полную ликвидацию классов и уничтоже­ние разрыва между физическим и умственным трудом, исчезают условия, порождающие И. и религию.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, т. IV («Немецкая идеологии»), т. Л' («Нищета философии» Маркса), т. XIV («Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах» Энгельса), Москва—Ленинград, 1929—33; Маркс К., Капитал, т. I, M., 1934 (гл. «Фетишистский характер то­вара и его тайна»); Ленин В., Сочинения, 3 изд., т. VIII («Социализм и религия»), т. XIII («Материализм и эмпириокритицизм»); его же, Философские тетради, [Л.], 1934.                                                                   Н. О.
ИДЕАЛИСТ, в философии — сторонник идеа­лизма.
ИД ЕАЛРЕАЛИЗМ (иногда реалидеа-л и з м)—термин, употребляемый некоторыми буржуазными философами 19 и нач. 20 вв. в целях придать реалистическую видимость сво­ей идеалистической философии. Реальное, с точки зрения идеалреалистов, существует толь­ко в связи с идеальным и на его основе. Фихте напр. писал: «Если нет идеального, то нет и реального, и наоборот». И.—есть не что иное, как один из софистических приемов «раство­рения материи в духе».
Идеалреалистические тенденции обнаружи­ваются в философии Фихте, Шеллинга, Гер-барта, Фехнера, Гартмана, Вундта и др.
ИДЕАЛЬНЫЙ ГАЗ—воображаемый газ, стро­го подчиняющийся законам Бойля-Мариотта (см. Бойлъ) и Гей-Лювсака. Физики предста­вляют И. г. состоящим из отдельных, движу­щихся по всем направлениям частиц (молекул), не имеющих объема, между к-рыми нет иного взаимодействия, кроме непосредственных упру­гих столкновений. Эта упрощенная картина с большой точностью отображает свойства реаль­ных газов в области не слишком низких темпе­ратур и не слишком больших давлений. См. Кинетическая теория газов, Газы.
ИДЕЙНЫЙ РЕАЛИЗМ—направление в русском искусстве 19 века, считавшее основной задачей искусства проповедь гражданских и мораль­ных идей («художник—критик общественных явлений»). И. р., получивший наиболее яркое выражение в живописи 50—60-х гг., вырос из бытописательского жанра 40-х гг. Родоначаль­ник И. р.—Федотов с его сатирами на купече­ство и чиновничество. И. р. является выражени­ем идеологии передовой интеллигенции—разно­чинцев. Политический радикализм 50—60-х гг. дает расцвет сатирико-обличительному жан­ру участников «Передвижных выставок» (Нев-рев, ранний Перов и др.). Ср. Передвижники.
И'ДЕН (Eden), Антони (р. 1897)—выдающий­ся англ. полит, деятель. По окончании Окс­фордского ун-та в 1923 был избран в Палату общин от консервативной партии. Выдвинулся в качестве парламентского секретаря при мин. иностр. дел Остине Чемберлене (1926—29). В 1931 И. был назначен тов. мин. иностранных дел и в 1934 получил пост лорда хранителя пе­чати. Одновременно он совмещал функции англ. представителя в Лиге наций. В 1935 ез­дил с особыми миссиями от имени англ. пр-ва в Париж—Берлин—Москву—Варшаву—Пра­гу для выяснения возможностей организации европейской безопасности в связи с ростом герм, вооружений. С июня 1935 член кабине­та и министр по делам Лиги наций.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (лат.)—отождествление, полное уподобление.
ИДЕНТИЧНЫЙ—вполне одинаковый, тож­дественный.
ИДЕОГРА'ФИЯ—условное письмо, обозна­чающее не звуки, как в буквенном письме (см. Алфавит), а предметы мысли при помощи ус­ловных спаков (идеограмм). Таково ки­тайское письмо (см. Китайский язык). Приме­ром И. являются также наши цифры и матема-тич. знаки (2 х 2=4).
ИДЕОЛОГ—представитель и защитник какой-нибудь идеологии.
ИДЕОЛОГИЯ (греч. idea—идея, образ, logos— учение)—система образов и понятий о природе и обществе, т. е. мировоззрение. В этом смысле говорят напр. об Й. пролетарской, буржуаз­ной и т. д. Отдельные формы общественного сознания—наука, философия, искусство, мо­раль, право и религия — образуют виды И. Идеология имеет свою основу в социально-экономической структуре общества.
Основным условием всей общественной жиз­ни человека и в том числе развития его созна­ния является его материальное существование. «Люди должны иметь возможность жить, что­бы быть в состоянии делать историю. Но для жизни прежде всего нужны пища и питье, жи­лище и еще кое-что» (Маркс, Соч., т. IV, стр.18). Сознание человека возникает как историче­ский продукт его материальной производствен­ной деятельности.
Человек первобытного, доклассового обще­ства, в силу крайней неразвитости его произ­водительных сил, мог существовать лишь группами, ордами, спаянными общими инте­ресами борьбы за существование. Неразви­тость производительных сил лишала человека возможности материального накопления и об­разования частной собственности. Этим об­условливается первобытный коммунистический строй и коммунистические представления об отношениях людей. Каждый совершеннолет­ний член племени, в том числе и женщины, об­ладал равными «правами» в обсуждении и ре­шении общественных дел. Военный и граждан­ский вожди племени избирались и смещались по решению племени. Представления первобыт­ного человека о природе также обусловлены со­стоянием его материальной деятельности. Буду­чи способным производить в весьма и весьма ог­раниченных размерах (охота, рыбная ловля), первобытный человек обладал и чрезвычайно ограниченными, наивными представлениями о природе. Не выделяя еще себя из природы, он свои представления о себе переносил на нее. От­сюда анимизм, вначале грубо материализован­ный (представление о «духе» как вещи), а затем


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.