627
ИДИЛЛИЯ - ИЕДДО
628
лософии», гл. — Философия Аристотеля, и Конспект книги Лассаля «Философия Гераклита Темного из Эфе­са»); Сталин И., Беоеда с немецким писателем Эмилем Людвигом, М., 1933.                        С. Турецкий.
ИДИЛЛИЯ (от греч. eidyllion, буквально— маленькая картинка)—поэтический жанр с раз­нообразной формальной структурой, изобра­жающий безмятежное существование простых людей на фоне сельской, лишенной социальных противоречий действительности. И. возникла в древней Греции как народная земледельче­ская и пастушеская поэзия. Позднее И. выра­стает как род «искусственной» поэзии. В И. Феокрита (3 в. до хр. э.) и особенно Виргилия (1 в. до хр. э.) вырежзно индивидуалистич. стремление к «опрощению» идущих к упадку земельно-аристократических классов, отрицаю­щих крепнущую городскую культуру. В 16— 18 вв. И. получила распространение в литера­турах почти всех европейских стран как при­дворная поэзия. Наряду с дворянской И. в 18 в. развилась И. мещанская, вначале абстра­ктно-пасторальная (Гесснер), затем идеализи­рующая бюргерский быт («Герман и Деротея» Гёте). В России И. появилась в половине 18 в. и развивалась в начале 19 в. гл. обр. как по­дражательная поэзия и как антитеза к клас­сицизму. И. представлена в творчестве Сума­рокова, Княжнина, Мерзлякова, Гнедича, Ка­рамзина, Жуковского, Дельвига и др.
ИДИОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ (от греч. idios— особый, своеобразный, grapho—пишу)—термин, введенный неокантианцем Виндельбандом для обозначения исторических наук в отличие от номотетических (устанавливающих законы) ес­тественных наук. И. н., по мысли Виндельбан-да, отличаются от номотетических по своему методу. Задача И. н. описывать то, что дается живому созерцанию, жизнь в ее неповторимо­сти и в ее индивидуальном своеобразии.
Учение Виндельбанда об идиографическом методе в истории, развитое впоследствии Рик-кертом и др. представителями фрейбургской школы неокантианства, проводит метафизиче­ский разрыв между природой и обществом, ме­жду общими закономерностями и единичными событиями. Политически реакционный смысл этой бурж. теории заключается в попытке устра­нить из истории причинное объяснение и пред­ставить ее лишь как поток индивидуальных, неповторимых событий. См. Неокантианство.
ИДИО'М (греч.) — местное наречие, говор. Идиом а—оборот речи, употребляемый как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей (напр. «очертя голову»).
ИДИОПЛАЗМА—та часть зародышевой плаз­мы животных и растений, в к-рой сосредото­чены наследственные свойства организма (по теории Негели). По современным воззрениям находится в хрчмозомах ядра.
ИДИОСИНКРАЗИЯ (греч.)— индивидуально повышенная чувствительность организма к раз­личным, часто ничтожным воздействиям или раздражениям, у других людей не вызываю­щим никакой реакции, напр. появление кра­пивницы от нек-рых видов пищи (земляника, омары и др.), явления отравления при приеме обычных доз нек-рых лекарств (хинина, брома и др.) и т. п. Сущность И. еще не выяснена, по-видимому И.—явление того же порядка, что и аисфилаксия.
ИДИОТИЗМ—1) местное слово или оборот ре­чи, вводимые в литературный язык. 2) Оборот
или вообще всякая особенность речи, свойст­венная тому или иному языку и непереводи­мая буквально (напр. «глядеть в оба»). 3) От­чужденность, ограниченность, некультурность (термин применяется преимущ. к отсталому крестьянству). 4) См. Идиотия.
ИДИОТИЯ, и д и о т и з м — самая сильная' степень олигофрении (врожденного слабоумия). При глубокой И. не развивается речь, мысли­тельные процессы отсутствуют, восприятия и образование представлений весьма ограничены, обнаруживается эмоциональная тупость. В по­следнем случае лечению не поддается, необ­ходимо социальное призрение.
ИДО—искусственный международный язык; см. Эсперанто.
ИДОЛ (греч.—образ)—1) употребительное у христиан обозначение изображения языческих богов. Поклонение идолу у «язычников» (по­литеистов) ничем по существу не отличалось от почитания икон. 2) В переносном смысле— предмет особенного, иногда безрассудного по­клонения.
ИДОЛИЩЕ ПОГАНОЕ—в рус. былинном эпосе чужеземный («басурманский») богатырь, к-рого убивает Илья Муромец. Исследователи видят в И. п. половецкого хана Боняка (конец 11 в.).
ИДОЛОПОКЛОНСТВО (от греч. «идол» — об-раз)—поклонение изображениям божества, рас­пространенное в религиях политеизма (много­божия). В евр. религии И. строго преследова­лось. Христианство в первые века поступало так же, но с 4 в. усвоило культ изображений— икон и статуй (иконопочитание)—и стало на­зывать И. лишь поклонение чужим, «языче­ским» богам и их изображениям.
И'ДРИЯ (Idria)—небольшой гор. в итальян­ской области Юлийская Венеция; около 7 т. ж. Поблизости—богатейшее месторождение рту­ти; из европейских уступает только Альма-денскому в Испании.
И'ДЫ—в древнеримском календаре день в середине месяца, посвященный Юпитеру.
И Е ГОВ А', также Я г в ё — первоначально один из племенных богов древних евреев; по­сле образования в Палестине Иудейского цар­ства был объявлен верховным богом, а после вавилонского плена превратился в единого на­ционального бога. Произносить вслух его имя было запрещено. Правильное произношение этого имени—Я г у, или И е г о.
Лит.: Степанов И., Происхождение нашего бо­га, 3 ИЗД., М.—Л., 1925.
ИЕГОБИ'СТЫ (от евр. Иегова—бог)—мисти­ческая секта, возникшая на Урале около сере­дины 19 века. Основатель — капитан артилле­рии Н. Ильин. По учению И. люди делятся на «десных» (правых), стоящих в борьбе бога с сатаной на стороне первого, т. е. Иеговы, и на «ошуйных» (левых). Конец мира близок, и тогда наступит тысячелетнее царство Иеговы с «десными». Секта, получившая распростра­нение среди крепостных крестьян и рабочих уральских заводов, подверглась впоследствии преследованиям за резкую критику правосла­вия и гос. власти (ряд процессов и ссылки). Районами распространения секты были Урал, Сибирь, Кавказ и др. За празднование субботы члены секты иногда называются субботника­ми, но их нельзя смешивать с субботниками-иудействующими.
* И Е'ДДО, Е д о—прежнее название гор. Токио, до перенесения в него из Киото резиденции микадо после революции Мейдзи 1808.


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.