657
ИЗЮБР-ИКАРИЯ
658
ИЗЮ'БР, Cervus canadensis xanthopygus— восточно-сибирский подвид американского бла­городного оленя (вапити). Крупные животные до 160 см высоты в плечах, с ветвистыми, но слабыми рогами (у самцов). Окраска летом яр-корыжая. Водятся в горных областях Вост. Си­бири от Байкала. В Зап. Сибири водится дру­гой подвид—марал. Мягкие, покрытые кожей молодые рога {панты) служат предметом про­мысла, т. к. считаются, гл. обр. в Китае, целеб­ным гредством. Ср. Мараловодство.
ИЗЮМ—высушенные ягоды винограда; мел­кий виноград сушится без веточек; крупный — обычно в гроздьях. В СССР лучший сорт (из сред­не-азиатских) т.н. турфанский И. (без косточек, сладкий, сочный). Сушка винограда произво­дится или на солнце, причем выход сушено­го продукта получается 28—33%, или в спе­циальных сушилках.
ИЗЮМ—город, р. ц. Харьковской обл. УССР, на р. Северный Донец; 14,2 т. ж. (1933). Ж.-д. станция. Незначительная пром-сть. Основан еще в конпе 17 в. как укрепление против татар.
ИЗЯСЛАВЛЬ, Изяслав—город, то же, что Заславль.
ИИСУС (евр. «Иошуа» или «Иешуа»—бог-спасение)—согласно христианскому учению, сын бога, воплотившийся в человека, своей смертью искупивший грехи людей и давший им залог «вечного спасения» в загробном мире (см. Христос).
Мифы о чудесном рождении И. от девы, о его земной жизни, его проповеди, смерти на кресте и воскресении даны в евангелиях, которые ис­пользовали восточные мифы об умирающих и воскресающих богах (см. Адонис, Озирис), ев­рейские представления о грядущем божьем по­мазаннике, мессии (по-греч. «Христос»), ветхо­заветную литературу. Однако евангелия воз­никли лишь во 2 в.; до того И. еще не был наде­лен земными чертами, и в древнейших хри­стианских памятниках, в Апокалипсисе и в по­сланиях Павла, И. фигурирует только как бо­жество. Попытки авторов евангелий дать мни-моисторическую картину земной жизни и дея­тельности мифического бога-И. могли вылиться лишь в форму путанного, противоречивого из­ложения чудесных сказок, могущих вызвать сомнение даже у верующих. Поэтому историко-критическая богословская школа, чтобы спасти ядро христианского учения, конструирует, пу­тем устранения из евангельских мифов всех элементов чудесного, совершенно искусствен­ный образ «исторического» И.-человека (напри­мер «Жизнь Иисуса» Д. Штрауса или Ренана). Признает историческое существование И. (хотя иснек-рыми оговорками) и Каутский, к-рый в своей книге «Происхождение христианства», вопреки прямым высказываниям основополож­ников марксизма, изображает И. как бунтаря, а христианство как революционное движение. Этим Каутский оказывает неоценимую услугу поповщине и дает теоретическое обоснование для союза между церковью и социал-фашиз­мом. Наряду с бесплодными попытками спасти «историческое лицо» И. у некоторых историков встречается взгляд на евангельскую мифоло­гию не как на разукрашенную мифами биогра­фию исторического лица, а как на неумелую, наивную историзацию мифа. Эта т. н. мифоло­гическая школа (А. Древе, Дж. Робертсон и др.) путем тщательного анализа источников доказала мифичность И. Представители мифо­логической школы не все атеисты, нек-рые из
них (Древе) отвергают миф об И. для того, что­бы сконструировать другую, подновленную ре­лигию; но выдвинутые ими доказательства ми­фичности И. стали прочным достоянием науки.
Лит.: Энгельс Ф., О первоначальном христиан­стве, М., 1933; Древе А., Миф о Христе, М., 1926; Робертсон Д ж., Первоначальное христианство, [Москва], 1930; его ж е, Евангельские мифы, Мо­сква, 1923.                                                         А. Ранович.
ИИСУС НАВИ НО—легендарный еврейский вождь, преемник Моисея. Согласно библейско­му преданию, евреи завоевали Палестину под предводительством И. Н.
ИК—1) река, левый приток Камы, образует границу Башкирской и Татарской АССР, дл. 525 км; в нижнем течении пригодна для сплава; 2) Большой И.—правый приток Сакмары» (бассейн Урала), сплавная река, дл. 284 км.
ИКА'Р—по древнегреч. сказанию сын строи­теля лабиринта на о-ве Крите Дедала; вместе с отцом пытался бежать из места заключения, улетев на крыльях из перьев, скрепленных вос­ком: воск растаял, И. упал в море и погиб.
И К АРИ'ЙЦЫ—приверженцы икарийс ко­го коммунизма (см. Кабэ), основавшие-в 1848 коммунистическую колонию в Техасе (Сев. Америка)—И к а р и ю. Февральская ре­волюция 1848 во Франции отвлекла многих приверженцев идей Кабэ от переселения за океан для устройства икарийских колоний. Первые переселенцы стали жертвой обмана со-стороны колонизационных об-в. В 1849 И. пе­реселились из Техаса в штат Иллинойс, где-приобрели деревню Науво, покинутую мормо­нами, и основали там свою колонию. Мень­шинство вернулось во Францию. В 1856 эта ко­лония распалась в связи с вопросом о форме управления. Кабэ был исключен из членов об­щины и выселился с меньшинством в Сен Луи, где через неделю умер от удара. Кучка его при­верженцев основала в 1858 колонию в Чель-тенгеме, близ Сен Луи. Эта колония также рас­палась в связи с тем же вопросом об управле­нии; в 18вЗ были ликвидированы ее остатки. Колония Науво после изгнания Кабэ пришла в упадок, и ее население выселилось в пустын­ную местность в штате Айова, где основало ко­лонию Айова, впоследствии оживившуюся благодаря ж. д. Новое поколение под влиянием социалистич. движения 70-х гг. стало стремить­ся к более выраженному социалистич. управле­нию и быту и к более высокой технике обра­ботки земли. Молодежь принуждена была уйти из колонии и переселиться в Калифорнию, где-основала в 1884 колонию Икария-Сперанца,. просуществовавшую лишь до 1887. Старики же-образовали из части земель старой колонии-Айова новую икарийскую общину, в 1895 рас-| павшуюся. Неудачи икарийской колонизации I объясняются ее утопизмом: И. мечтали по-I строить на девственных землях вдали от ци-! вилизашш изолированные коммунистич. общи­ны и путем показа этих обшин добиться осу-' шествления своих коммунистич. идеалов в бур­жуазном об-ве мирным путем, без революции и. без установления пролетарской диктатуры.
Лит.: Т ю р л я н А., Икарийцы в Северной Амери­ке, СПБ, 1906.
ИКАРИ'Я—фантастическая страна с комму­нистическим строем, описанная в утопии Кабэ I («Путешествие в Икарию», 1840), и наимегюва-! ние колонии, основанной в 1848 его последо-| вателями в Америке. И карийский ком­мун и в и—учение Кабэ и движение его по-! следователей, икарийцев.


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.