659
ИКИКЕ-ИКРА
660
ИКИ'КЕ (Iquique)]—город и порт в Чили, первый по значению в сев. горнопромышлен­ном районе (вывоз селитры), связан ж. д. с про­мыслами; 46 т. ж. (1930). В связи с мировым кризисом обороты порта с 1930 резко падают.
ИКК, Интернациональная кон­трольная комиссия — см. Коминтерн.
ИКНИ, И с по л н ит е л ь н ы й комитет Коммунистического интернацио-« а л а—гм. Коминтерн.
ИККИМ, Исполнительный КОК Я-тетКоммунистического интер­национала молод еж и—см. КИМ.
ИКОНА—-церковное обозначение изображе­ния христианских богов и святых. В право­славном и католич. культах И. воздается по­клонение, они признаются обладающими «чу­дотворной», магической силой. И. служат не только средством религиозной пропаганды и источником крупных доходов для церкви, но и •средством для внушения веры в божественность угнетателей. На И. изображают возведенных в святые царей, князей и высших представи­телей эксплоататорских классов. Контррево­люционные элементы используют в наст, время фабрикуемые «чудотворные» И., запугивая от­сталые слои трудящихся и мешая строитель­ству социализма.
ИКОНОБО'РЧЕСТВО, иконоклазма, 1)в В и з а н т и и—движение против почитания икон в 8—9 вв., вызвавшее ожесточенное про­тиводействие и закончившееся победой иконо-почитания, гл. ревнителями к-рого были мона­стыри, владевшие чтимыми иконами, мощами и др. реликвиями, являвшимися источниками огромных доходов. И. было использовано свет­ской властью. Императоры-иконоборцы (Лев III Исаврийский, Константин V Копроним, Лев V Армянин) стремились также к захвату монастырских земель, составлявших до трети всех земельных имуществ империи. Политика И., сопровождавшаяся конфискацией мона­стырских земель, поддерживалась войском и светской аристократией. И. было связано так­же с политикой византийских императоров, пы­тавшихся удержать восточные провинции (Си­рию и др.), где движение против иконопочи-тания было популярно благодаря пропаганде возникшего в 7 веке ислама. После восстанов­ления иконопочитания конфискованные земли монастырям возвращены не были. 2) В Ни-дерланда х—стихийное протестантское ^кальвинистское) движение в 1566 против внеш­них признаков католицизма, одно из массовых движений, с которых началась Нидерландская .революция. Оно выразилось в разгроме мона­стырей и церквей, разрушении их внутреннего убранства и массовом истреблении икон.
ИКОНОГРА'ФИЯ (греч. —описание изображе­ний)— систематическое описание и изучение изображений того или другого лица, сюжета в скульптуре, живописи, гравюре и т. п. И. наи-■более разработана в портретных изображе­ниях. И. может служить вспомогательной исто­рической или искусствоведческой дисциплиной (напр. И. некоторых христианских образов по­зволяет проследить связь христианства с ан­тичными дохристианскими религиями).
ИКОНОПИСЬ—в широком смысле живопис­ные изображения культового характера в хри­стианской церкви (см. Икона). В более узком значении — станковая религиозная живопись <иконы, писанные на деревянных досках) Ви­зантии и культурно связанных с ней Закав-
казья, балканских и славянских стран (а также отчасти средневековой Зап. Европы). Расцвет русской И. относится к 14—15 вв. (Андрей Рублев, Дионисий и др.). В русской И. разли­чают школы («письма»): новгородскую, москов­скую, строгановскую и др. В 17 в. намечаются художественный упадок И. и сильное влияние зап. гравюры и живописи («фряжское письмо»). Последний крупный живописец—Симон Уша­ков (1648—86). Строго ограниченным является круг сюжетов И. (благовещение, рождество и т. д.) и персонажей (богородица с младенцем, ангелы, святые). Все они образуют «небесную иерархию», отражающую земную иерархию, систему господства и подчинения, к-рые суще­ствовали в феодальном обществе, где И. полу­чила свое развитие.
И. характеризуется традиционностью и уп­рощенностью форм, четкостью линий, ярко­стью колорита, плоскостностью и нек-рой де­коративностью всего построения. Иконы пи­сались на кипарисовых, липовых и др. досках, на к-рые обычно наклеивался кусок полотна; затем накладывался слой т. н. левкаса (смесь мела и клея с примесью масла), к-рый служил грунтом для накладываемых красок. Рисунок наносился с прориси, т. е. готового рисунка, служившего образцом. Благодаря этому И. по­лучила характер ремесленного производства («богомазы» Палеха, Холуя, Мстеры, Кинеш-мы, Шуи).
Лит.: Ровинский Д., Обозрение икононисания в России до конца XVII в. ..., [СПБ], 1903; Покров­ский Н., Очерки памятников христианского искусства иконографии, 3 изд., СПБ, 1910; Грабарь И., Исто­рия русского искусства, т. VI, М., б. г.
ИКОСА'ЭДР —один из 5 правильных много­гранников, ограничен 20 равносторонними тре­угольниками.
ИКОСИТЕТРА'ЭДР, трапецоэдр—про­стая кристаллографическая форма кубич. си­стемы. Состоит из 24 одинаковых неправиль­ных четырехугольников, симметричных отно­сительно одной из диагоналей.
ИКОТА — судорожное сокращение грудо­брюшной мышцы (диафрагмы), сопровождае­мое характерным звуком, вследствие внезап­ного закрытия голосовой щели. Обычно вызы­вается раздражением нервов пищевого тракта, иногда наблюдается при заболеваниях цент­ральной нервной системы, у детей—от холода.
ИКОТНИК, Berteroa incana—одно- или дву­летнее растение с белыми цветками из сем. кре­стоцветных. Растет повсеместно у дорог, на па­ровых полях и как сорняк в посевах; легко уничтожается рациональной обработкой поч­вы. И. вреден для лошадей.
ИКРА —яйца самок рыб; различают более ценную — черную икру (белужья, осетровая, севрюжья) и менее ценную—красную (кето­вая) И. Еще менее ценна И. частиковых рыб (судака, щуки, воблы, леща и т. д.). Черная И. продается в виде зернистой и паюсной. Зер­нистая получается пропусканием свежей И. через решето (грохот) и прибавлением соли; иногда добавляют в целях консервирования б"УРУ. бензойную кислоту, уротропин; состав И.: 50—56% воды, 13—15% жиров, 25—30% бел­ков. Паюсную И. получают, пропуская све­жую И. через решето в крепкий рассол, потом прессуют; иногда прибавляют льняное масло. Состав: 38—43% воды, 12—15% жиров, 33— 38% белков. П. весьма питательна. Процент усвояемости до 95. Черная и кетовая И.—пред­мет экспорта. И. частиковых рыб потребляет-


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.