663
ИЛИОДОР-ИЛЛЮМ ИНА ТЫ
664
ИЛИОДОР, Сергей Труфанов (р. 1880)—иеро­монах, из донских казаков, окончил Петербург­скую духовную академию. С 1905—06 приоб­рел известность черносотенными погромными проповедями в Почаевской лавре, громил евре­ев, интеллигенцию. В 1908 переведен в Цари­цын, где проповеди И. собирали толпы темного люда, особенно женщин. И. в проповедях заде­вал также богачей и представителей власти за их недостаточную борьбу с революц. движени­ем. В 1911 Синод запретил И. богослужение за его выступления против представителей пр-ва. В 1912 за выступление против Распутина И. был заточен во Флорищеву пустынь, где осудил свою прежнюю деятельность и отрекся от право­славной церкви, после чего был расстрижен. В 1913 И. эмигрировал за границу. Написал воспоминания, разоблачающие Распутина, под названием «Святой чорт», изд. в России в 1917. В 1920—21 он, появившись снова в Царицыне, пытался организовать «живую церковь», но потерпел неудачу. Впоследствии эмигрировал в США и в настоящее время (1935) служит лаке­ем в гостинице,
ИЛИО'Н—другое наименование древнего го­рода Трои. По имени И. греч. эпопея, в к-рой собраны предания о Троянской войне, называ­ется песней об И.—Илиадой.
И'ЛЛЕШ, Бела (р. 1895)—венгерский пролет, писатель. С 1919—коммунист. Активный дея­тель Венгерской сов. республики. После ее падения—эмигрант; в 1920—один из руково­дителей подпольной организации КП в Закар­патской Руси. С 1923 И. живет в Сов. союзе; в 1927—32—ген. секретарь Международной ор­ганизации революц. писателей (МОРП) и член президиума РАПП. Рассказы И., написанные в эмиграции и посвященные жизни и борьбе крестьян Прикарпатской Руси (сб. новелл «Как хоронили русина Петру», «Николай Шугай», 1924), проникнуты пролетарским мироощуще­нием. В СССР И. написал, помимо двух рас­сказов о Сов. союзе («Ковер Степана Разина» и «Уклон Бориса Волкова», 1926), ряд рас­сказов о венг. коммунистич. эмиграции («Ба­рак № 43» и др.). Лучшее произведение И., «Тисса горит» (1929), с широким охватом собы­тий эпохи Сов. Венгрии, рисует подготовку и ход Венгерской революции, ее поражение, дальнейшую судьбу революционеров, ушедших в эмиграцию.
Лит.: Матейка Я., Творческий путь Б. Иллеш, «На лит. посту», М., 1931, № 17.
ИЛЛИНО'ЙС—1) штат США на Ю.-З. от оз.
Мичиган. Площ. 146,8 т. км2; 7.718 т. ж. (1931). Адм. п.—Спрингфильд, 72 т. ж. (1930). Круп­нейший город—Чикаго с 3.376 т. ж. И. зани­мает выгодное транспортное положение между Великими озерами, из р-на к-рых доставляется руда, и р. Миссисипи с притоками. Плодород­ная почва и наличие каменноугольных залежей обеспечили мощное развитие как с. х-ва, с пре­обладанием кукурузы в полеводстве и мясного направления в скотоводстве, так и пром-сти, представленной гл. обр. обработкой продуктов животноводства, а также железоделательным производством. Занимая одно из первых мест среди штатов США по уровню с.-х. развития, И. уступает лишь Нью Йорку и Пенсильвании по размерам пром. продукции, к-рая в 1930 оценивалась в 6,2 млрд. долл., в 1931—3,5 млрд. долл.; производства—мясобойное, железодела­тельное и машиностроительное. Пром-сть И. концентрирована в крупные предприятия и
сосредоточена гл. обр. в Чикаго. 2) Гл. река штата И., у гор. Сен Луи впадает слева в Мис­сисипи, образуя на своем пути много озер; длина И. ок. 400 км.
ИЛЛИ'РИЯ—древнее название береговой по­лосы на С-3. Балканского п-ова. С сер. 6 в. стала заселяться славянами. Иллирий­ские провинци и—области, отошедшие от Австрии в эпоху Наполеоновских войн и формально образовавшие в 1809 гос-во, факти­чески находившееся под французским управле­нием. По Парижскому миру 1815 они были воз­вращены Австрии под наименованием Ил­лирийского королевства. После Ми­ровой войны, в 1918, эти земли вошли в состав Югославии. И л л и р и з м—нац.-полит, и нац.-культурное движение в 30—40-х годах 19 в. среди хорватской буржуазии и некоторых сло­ев хорватского дворянства, имевшее целью объ­единение хорватского народа и стремившееся вызвать объединительное движение среди всех вообще юж. славян под главенством хорватов. Гл. деятелем движения был Людевит Гай.
ИЛЛЮЗИОНИ'ЗМ (от «иллюзия») — философ­ский термин, служащий для обозначения та­ких философских взглядов, согласно которым внешний мир представляет лишь одну види­мость, обман чувств. И.—крайняя форма субъ­ективного идеализма. Ср. Солипсизм.
ИЛЛЮ'ЗИЯ (лат.)—1) неправильное, искажен­ное восприятие предметов окружающей дей­ствительности. Причины И. могут лежать: а) в окружающей среде, как напр. мираж; б) в нор­мальных физиологических особенностях орга­низма (напр. кажущееся удвоение шарика, ката­емого двумя скрещенными пальцами); в) в пато­логических (болезненных) изменениях воспринимаю­щих органов и нервной си­стемы (например шум и звон в ушах) и наконец г) в ложных ассимиляциях (уподоблениях), например пень или куст, при­нимаемые в страхе за человека. Особенно ин­тересны зрительные (геометрические) иллю­зии, на которых можно проследить роль различ­ных обстоятельств, оказывающих влияние на наше восприятие. Примером могут служить И. Вейр-Митчеля (рис. 1) и Цёльнера (рис. 2): на рис. 1 параллельные друг другу вертикаль­ные линии кажутся наклонными и сходящими­ся; на рис. 2 отрезки прямой линии равны, но первый кажется короче второго. И. следует от­личать от галлюцинации. 2) В переносном смы­сле — несбыточная надежда, мечта. И л л ю -з о р н ы й—призрачный, несбыточный.
ИЛЛЮМИНАТОРЫ—окна в борте или на па­лубе судна для освещения и вентиляции внут­ренних помещений.
ИЛЛЮМИНАТЫ (лат.—просветленные)—чле­ны тайного об-ва, осн. в 70-х гг. 18 в. проф. Вейсгауптом в Баварии. Целью И. объявлялось распространение нравственных начал и просве­щения; лишь «посвященным» открывалась тай­ная цель—замена христианства деизмом и мо­нархии республикой. Внешние черты органи­зации И. заимствованы были частью у иезуи­тов (подчинение младших старшим, взаимный надзор, испытания для новых членов), частью у масонов (открытие тайной цели об-ва только «посвященным»). И. охотно принимали в свою среду высокопоставленных лиц, чтобы влиять на гос. управление. Организация И. подверглась преследованию и закрытию в сер. 80-х гг. 18 в.


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.