667
ИЛЬИН—ИМАЖИНИЗМ
668
ИЛЬИН, Яков Наумович (1905—32)—выдаю­щийся литератор. Член ВКП(б). Родился в мелкобуржуазной семье. Работал литейщиком на заводе. Литературную деятельность И. на­чал как журналист «Комсомольской правды».
Наиболее значительны и плодотворны для И. были последние 4 года его жизни (1928—32). По заданию «Правды» он работал на шахтах Донбасса, на заводах Ленинграда и Днепро­петровска и на Сталинградском тракторном. К этому периоду относятся сборник статей И. «Шестое чувство» (1933), ценнейший сборник «Люди Сталинградского тракторного завода»— рассказы рабочих, мастеров, инженеров, пар­тийцев о себе, своем росте и истории завода (весь материал был собран И. вместе с бри­гадой «Правды»). К этому же периоду отно­сится работа И. над романом «Большой кон­вейер» (роман появился уже после смерти И. в несколько недоработанном виде). Не побояв­шись порвать со стандартным сюжетом, с тради­ционной фабульной интригой многих романов и повестей, И. строит сюжетный драматизм «Большого конвейера» на показе тех огромных трудностей, к-рые преодолели люди, осваивая наиболее совершенные орудия труда. В «Боль­шом конвейере» все направлено к тому, чтобы последовательно показать, как борются люди за новые, социалистические формы нашей дей­ствительности, как ломается в этой борьбе ста­рая психология человека, его отношение к ТРУДУ и к жизни. И. дал все это с большой художественной правдивостью и выразитель­ностью, завоевав тем самым роману право за­нять значительное место в современной совет­ской литературе.                                            м- Ч.
ИЛЬИН ДЕНЬ-—старинный славянский празд­ник (20 июля), усвоенный церковью и посвя­щенный мифическому библейскому пророку Илье, древнему ханаанскому и еврейскому бо­жеству дождя, грозы и урожая. Образ его слился на Руси с образом такого же славян­ского божества—Перуна. Хозяйственная осно­ва праздника стоит в связи с началом жатвы, уборки хлебов с полей. П. д. является одним из тех мнимо-христианских праздников язы­ческого происхождения, к-рые были усвоены церковью и к-рым была придана церковно-хри-стианская окраска. В настоящее время празд­нование И. д. и исполнение связанных с ним обрядностей в сельских местностях быстро ис­чезает.
ИЛЬМЕНИТ—минерал состава FeTi03 (47,3% FeO и 52,7% TiO,). Тв. 5—6, уд. в. 4,56—5,21. Встречается в Швеции, Норвегии и др. странах. На Урале известен ряд месторождений, являю­щихся важным источником для извлечения ти­тана и ванадия (примесь последнего иногда до­ходит до 1—1,5%).
ИЛЬМЕНСНИЕ ГОРЫ—вост. отроги Юж. Ура­ла. Тянутся по правому берегу Миаса. Сложе­ны главным образом из гранита. Покрыты ле­сом. Высота до 748 м. Месторождение ценных и редких минералов (циркон, ильменит, апатит, топаз, берилл). Здесь выделен минералогич. за­поведник.
И'ЛЬМЕНЬ—оз. в зап. части ЛО. Дл. 42 км, шир. 34 км. Площ. 920 км2, глубина оз. от 1,5 до 5,4 м. В озеро впадают 52 реки, из них глав­ные: Пола, Мета, Ловать, Шелонь и др.; вы­текает р. Волхов, соединяющая И. с Ладожским озером. Вдоль вост. берега прорыты каналы Сиверсов и Вишерский, соединяющие Мету с Волховом. Озеро богато рыбой. Через И. и по
его притокам в 9—12 вв. шел великий водный путь «из варяг в греки»—из Балтийского в Чер­ное море. Берега И. густо заселены; гл. заня­тия жителей—судоходство, с. х-во, рыболовство и лесной промысел.
ИЛЬНИЦА, Eristalis—род мухи сем. сирфид (журчалок); похожа по внешности на пчелу, а иногда на шмелей; распространена повсемест­но, держится на цветах. Личинка с длинной дыхательной трубкой на конце; обычна в илу, болотах, стоячих водах, служит показателем загрязненности воды.
ИЛЬФ и ПЕТРОВ—псевдоним соврем, совет­ских писателей-юмористов: Ильи Арнольдови­ча Файнзильбера (р. 1897) и Евгения Петровича Катаева (р. 1903). Романы И. и П. («Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»), написанные ими совместно, материалом своим берут советский быт; композиционно они рас­падаются на серию новелл, скрепленных еди­ной сюжетно-авантюрной линией. В юмори­стических тонах И. и П. показывают преиму­щественно озлобленных обывателей, мелких жу­ликов и рвачей. Однако юмор И. и П. по­литически недостаточно заострен, интонация их юмора однообразна и неизменна, идет ли речь о неудавшейся попытке контрреволюцион­ных обывателей создать заговор против со­ветского строя или же о злоключениях како­го-нибудь халтурного поэта. Гораздо большую политическую заостренность юмор И. и П. приобретает в фельетонах в «Правде». Собра­ние фельетонов в сборнике «Как создавался Робинзон».
И'ЛЬФОРД (Great Ilford)—гор. в Англии, в 11 км от Лондона; 131 т. ж. (1931). Населен гл. обр. лондонскими рабочими. Химическая промышленность.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ—один из гл. богатырей рус­ских былин. В них рассказывается об исцеле­нии Ильи, о победе над Соловьем-разбойником и над Идолищем Поганым, о ссоре с кн. Влади­миром и пр. Образ И. М. претерпел ряд изме­нений: сначала он — богатырь-дружинник, в 16—17 вв. он превращается в старого казака, а с переходом былинного эпоса к крестьянам— в крестьянина.
ИЛЬЯ ПРОРОК—древнеевр. солнечное и гро­зовое божество, занимавшее видное место в евр. и христ. мифологии и культе; в библии фигу­рирует как пророк. Ср. Ильин день, Пророки.
«ЙЛЮСТРОВА'НЫ КУРЬЕР ЦОДЗЕ'ННЫ» («Пи-strowany Kurjer Codzienny»—Иллюстрирован­ный ежедневный курьер)—польская газета. Издается в Кракове с 1910. Меняя, вместе со своим редактором М. Домбровским, свое по­литическое направление, но сохраняя все время характер бульварного сенсационного листка, «И. к. ц.» является в наст, время (1935) пра­вительственным официозом. Через «И. к. ц.» правящий в Польше лагерь ведет с большей откровенностью и развязностью, чем в офи­циальной «Газете польской», демагогические и шовинистические кампании, в частности про­тив Советского союза.
ИМАЖИНИ'ЗМ (от франц. image — образ) — литературная группировка (В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков, Р. Ив-нев и др.), возникшая в первые годы после ре­волюции и просуществовавшая до 1925. С де­кларацией имажинисты выступили в 1919 в журналах «Сирена» (Воронеж) и «Советская страна» (Москва). Организационно они объе­динялись вокруг издательства «Имажинисты»


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.