669
ИМАМ-ИМИТАЦИЯ
670
и литературного кафе «Стойло Пегаса». Сущ­ностью поэзии они объявили образ-метафору. По мнению крайних имажинистов (Шершене-вич), идейно-смысловое содержание стиха не­важно, стихотворение должно представлять собой случайное сцепление образов-метафор— «каталог», «толпу образов». Творчество има­жинистов, пронизанное мотивами опустошен­ности, сосредоточенное на узко личных, зача­стую неврастенических переживаниях, на бо­лезненной эротике, является отражением упа­дочных настроений деклассированных групп го­родской бурж. интеллигенции и кулачества. Эти группы, враждебно относясь к Октябрю, уходили от революционной действительности к смакованию причудливых, надуманных, ча­сто извращенных образов.
ИМА'М (араб.—предстоятель)-—1) служитель мусульманского культа, заведующий мечетью и руководящий общественной молитвой; 2) у мусульман-с^нмгшов — название нек-рых му­сульманских правителей (см. Имамат), также религиозный авторитет или духовный глава группы мусульман (в священной войне Ша­миль—И. Чечни и Дагестана); халиф считался И. всех мусульман. И. должен избираться, но на практике фиктивное «избрание» —- пустая формальность. Шииты и особенно исмаилиты считают, что права И. переходят по наследству в роду зятя Мохаммеда—Али, потомство к-рого обладает особой «благодатью», но что истинный обладатель ее скрывается («скрытый И.»).
ИМАМАТ—мусульманское духовное гос-во, возглавляемое абсолютной властью имама. В наст, время И. является Йемен.
ИМАН—город, р. ц. Приморской обл. ДВК, пристань, в 5 км от впадения р. Иман в р. Уссу­ри, ж.-д. станция близ маньчжурской грани­цы; 11 тыс. ж. (1933). 2 лесопильных заро­да, электростанция, спирто-водочный завод, ри-соочистительный завод, мельница с маслобой­ным заводом.
И'МАНДРА—оз. на Кольском п-ове ЛО, на вые. ПО м над ур. м. Вытянуто вдоль Мурман­ской ж. д. и сев. границы Карелии. Предста­вляет разработанную ледником и заполненную водой впадину тектонического происхождения. Дл. ок. 80 км, шир. местами до 25 км, глуб. до 30 м, площадь св. 1.000 «ж2. Разделяется суже­ниями на 3 части: 1) Большую И. на С, имею­щую меридиональное направление и располо­женную между Хибинскими горами и масси­вами Чуна и Мончетундра, 2) Экостровскую И. к Ю. от Большой И., вытянутую в широтном направлении, и 3) Бабинскую И. к Ю.-З. от Экостровской, имеющую то же направление. Множество о-вов (ок. 90). В И. впадает 26 рек. Вытекает р. Нива (35 км), мощный источник гидроэнергии, впадает в ОКандалакшскую губу Белого моря.
И'МАТРА—водопад в Финляндии на р. Ву-оксе (стоке оз. Сайма в Ладожское). Река здесь прорывается через гнейсовые скалы, образуя крутой водоскат. Вые. падения стремнины 19 м на "протяжении 875 м. Посещается множеством туристов. Мощная гидростанция обслуживает лесную пром-сть.
ИМБЕЦИ'ЛЬНОСТЬ—средняя степень врожден­ного слабоумия (олигофрении), имеющая в ос­нове нарушения в развитии мозга; проявляется в сфере эмоционально-волевой повышенной воз­будимостью или, наоборот, равнодушием к ок­ружающему, а в области интеллекта—слабым воображением, неумением оперировать отвле-
ченными понятиями, плохо развитой речью, неустойчивостью внимания, быстрой утомляе­мостью, ограниченным запасом слов. Ймбецил-лы нуждаются в спец. обучении и воспитании>
ИМБИ'РНЫЕ, Zingiberaceae■—семейство тро­пических однодольных многолетних травяни­стых растений с неправильными яркими цвет­ками. Сюда относятся имбг1рь, куркума, карда­мон и др. Благодаря содержанию эфирных ма­сел многие имбирные применяют­ся в медипине и как пряности.
ИМБИ'РЬ, инбйрь, Zin­giber officinale—растение семей­ства имбирных, культивируемое в тропиках, в диком состоянии не­известен. Корневиша дают пря­ность имбирь, применяемую и в медицине. Засахаренные корне­виша И. употребляются иногда как лакомство.
И'МБРОС—гористый о-в в Эгейском м. близ Дарданелл. Площ. 225 км2; 6,8 т. ж. (1929). Производство ковров. Был важным стратегич. пунктом Турции. В 1923 крепость срыта, о-в разоружен; принадлежит Турции.
ИМЕНОВАННЫЕ ЧИСЛА—числа, сопровож­дающиеся наименованием составляющих их единиц. И. ч. противополагаются отвлеченным числам, напр. 5 литров, 2 руки суть И. ч., а 5, 2—числа отвлеченные.
ИМЕРЕТИНЫ—часть грузинского народа, на-селяюшая Имеретию.
ИМЕРЕ'ТИЯ—часть Зап. Грузии по среднему и верхнему течению Риона и его притокам; б.ч. гористая страна. Нас.—имеретины.Плодо­родная область (земледелие, виноградарство,, шелководство). В недавнем прошлом отсталая аграрная область, И. ныне—главное ядро гор­ной пром-стн Зап. Грузии (марганец, камен­ный уголь, барит).
ИМИТА'ЦИЯ (лат.—-подражание)—подделка под что-нибудь (напр. под черепаху, слоновую кость и т. д.). В м у з ы к е—особый компози­ционный прием, состоящий в том, что музыкаль­ная мысль—тема или часть ее, изложенная в одном голосе,'—воспроизводится, повторяется («имитируется») в других голосах. И. возни­кает вместе с развитием полифонии, достигая своего расцвета в творчестве композиторов ни­дерландской школы, все полифоническое искус­ство к-рой базируется на широком использо­вании приема И. В это же время (15—16 вв.) разрабатываются всевозможные виды И., от «строгой» (точное повторение) до «свободной», лишь напоминающей строение основного мо­тива. Виды «свободной» И.—И. в увеличении (имитируюший голос излагает мотив ббльшими длительностями), И. в уменьшении (имитирую­щий голос идет в меньших длительностях), И. в обращении (каждому шагу основного го­лоса вверх в имитирующем соответствует шаг вниз и обратно), ритмическая И. (в имитирую­щем голосе сохраняется только ритм-основного голоса), ракообразная И. (тема имитируется от конца к началу) и пр. (ср. Канон). Следующий кульминационный пункт развития имитацион­ного стиля—в творчестве И. С. Баха. Позднее, со 2-й пол. 18 века (в творчестве «классиков» и затем—в особенности—у «романтиков»), зна­чение И. уменьшается. В творчестве Вагнера И. используется для осуществления системы лейтмотивов. Имитация со всеми ее вычур­ными типами, созданными в 15—16 веках, меха­нически переносится в качестве изощренного формального приема в творчество современных


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.