685
ИМПРЕССАРИО—ИМПРЕССИОНИЗМ
686
влена (помимо старости, когда половая способ­ность постепенно угасает): пороком развития половых органов (напр. гипоспадия), заболе­ваниями, связанными с расстройством деятель­ности желез внутренней секреции (яичек, над­почечников, щитовидной железы и др.), нерв­ной системы или психическими причинами, распознавание И. возможно только путем вра­чебного исследования. Лечение И. зависит от вызвавшей причины и может быть более или менее длительным. От полового бессилия надо отличать бесплодие, когда способный к совер­шению полового акта мужчина в силу какой-либо болезни не способен к оплодотворению.
ИМПРЕССА'РИО (итал. —-предприниматель) — то же, что антрепренер; преимущ. устроитель концертов и оперных представлений.
ИГЛПРЕССИОНИ'ЗМ (от франц. impression— впечатление), 1) И. в ж и в о п и с и—напра­вление, зародившееся во Франции в 60—70-х гг. 19 в. и стремящееся уловить и передать дейст­вительность не в ее устойчивых формах, а в ее текучести и изменчивости. И. пытается изба­виться от темных непрозрачных теней и пере­дать в красках силу солнечного света (ср. Пле-иэризм). И. пережил три стадии. Для первой, реалистической (Эд. Мане, Клод Моне, Ренуар, Дега), характерен интерес к движению и из­менчивости окружающего мира. Во второй ста­дии вещи являются гл. обр. предлогом для передачи воздуха и различных состояний осве­щения, в к-рых совершенно растворяется объем­ная форма; господствуют пейзажи бессюжетная натура, к к-рым переходят Моне, Ренуар, Пис-саро и Сислей. На этой стадии И. выработал след. технику: на полотно наносятся чистые, не смешанные на палитре тона, к-рые сливаются в восприятии зрителя. Третья стадия—н е о -импрессионизм, к-рый выработал осо­бую технику, пуантиллиз м—приведе­ние мазка к форме цветной точки; для него ха­рактерно господство формальных исканий; крупнейшие его представители—Сера и Си-ньяк. Наибольшие достижения И.—в пейзаже. В погоне за «воздушностью», за вибрацией света И. пренебрегал объемностью, плотностью и мас­сой, материальной телесностью (реакцией про­тив этого было творчество Сезанна и кубизм).
И. получил развитие ив скульптуре, крупнейшим представителем к-рой был Роден. Скульптурный И. характеризуется живопис­ным восприятием формы, интересом к игре све­тотени, асимметричностью композиции.
Бессюжетность И. и сосредоточение внима­ния гл. обр. на формальных моментах обусло­влены индивидуализмом отживающего буржу­азного общества и отрывом искусства от со­циально-политической жизни.
Лит.: Мейер-Грефе К)., Импрессионисты, М„ 1913; Мок л ер К., Импрессионизм, его история, его •эстетика, его мастера, .\1., 1909.                          ' Д—в.
2) И. в м у з ы к е—творческое направление, в к-ром нашла свое выражение художественная идеология рантьерской буржуазии. Гедонизм (для импрессионистов искусство—объект са­модовлеющего наслаждения), пассивно-созер­цательная статика субъективного «любования-ощущения», стремление с фотографической точ­ностью раскрыть это «любование-ощущение» (внешний «объективизм» И.) в изысканно-кра­сочных музыкальных образах—вот характер­нейшие черты И. в музыке. Упорные поиски новых, неизведанных впечатлений, новых звуч-ностей, новых тембро-красок приводят в твор-
честве импрессионистов к эстетскому использо­ванию музыкальной «экзотики» (муз. материал колониальных стран), что в свою очередь обу­словливает «необычный» колорит, необычные комбинации инструментов и т. д. Мелодия те­ряет руководящее значение. Тема как идея пе­рестает существовать, превращаясь в пассив­ного носителя ощущений; архитектоника клас­сического монументального стиля окончатель­но расплавлена в этом мире субъективных ощущений. И. в музыке породил две отрицаю­щие его полярности: не только конструктивизм с его механистическим отношением к вещам, но и экспрессионизм с его гипертрофией произвола психики, с его культом личного сознания как «меры всех вещей» и творческой личности как «своевольного созидателя» действительности. И. в музыке получает свое развитие в эпоху империализма (с 70-х гг. 19 в.). Истоки И. в музыке уже очевидны в творчестве представи­телей позднего романтизма (Григ, Бородин, Римский-Корсаков и особенно Лист, прошед­ший в своем творчестве едва ли не все стадии И., и др.). Но наивысшего расцвета И. в му­зыке достиг во Франции, давшей целую плеяду крупнейших композиторов-импрессионистов: Дебюсси, Равель, Шабрие, Форе, Дюка, Рус-сель, Сати, Фл. Шмит и др. Наиболее ярким и последовательным представителем И. в музы­ке является выдающийся мастер Клод Дебюс­си (1862—918). Главные этапы творчества Де­бюсси в сущности дают возможность просле­дить и эволюцию И. в музыке в его различных аспектах (поэтизация музыки, звукопись при­роды, связь с символической поэзией и драмой, звукопись быта, взятого в «экзотическом» пла­не, и т. д.). Значительное место занимает И. и в творчестве Стравинского («Петрушка», «Соловей»). Вообще И. оказал сильнейшее (хо­тя и неравномерное) влияние почти на всю европейскую музыку конца 19 и начала 20 вв. (Шенберг и Шрекер в Германии, Пуччини, Респнги, Малипьеро в Италии, Скрябине Рос­сии И т. д.).                                               Б. Асафьев. 3) И. в литератур е—широко распро­страненное обозначение пассивности, созерца­тельности, впечатлительности, свойственных литературе конца 19 и нач. 20 вв. Буржуазное литературоведение возводит И. во внеистори-ческую, внеклассовую категорию, определяе­мую комплексом формальных признаков; в действительности черты И. появляются у пи­сателей, социально неоднородных, но всегда принадлежащих к нисходящим или в данный момент политически пассивным социальным группам. Для И., наряду с созерцательностью и эстетизмом, пренебрежением к общественным вопросам, характерно обостренное внимание к «сумеречным», безотчетным настроениям, к ин­дивидуально - биологическому, подсознатель­ному восприятию мира как потока ощущений. И., разлагая четкую художественную форму, переносит все внимание на красочное пятно, | игру оттенков, смысловую сторону поэзии И. подчиняет стороне чисто музыкальной. Черты И. большею частью свойственны тем литератур­ным течениям, к-рые известны под именем мо­дернизма, декадентства, символизма и др. Во Франции черты И., имевшиеся еще в твор-i честзе Гонкуров, проявились с наибольшей : яркостью в среде писателей тех групп мелкой | буржуазии, надежды к-рых были обмануты промышленным развитием. Субъективно-идеа-I .диетическая впечатлительность И. (Верлен,


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.