703                                                              ИНДИЙ-ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН                                                             704
петских Гробах. В 1880 Байером был открыт •способ приготовления (синтез) искусственного И.; с тех пор естественное И. почти всюду вы­теснено сннтетическил. О способах примене­ния И. см. Крашение.
ИНДИЙ, In—хим. элемент 3-й Группы пе-риодич. системы. Ат. в. 114,8, порядковое чи-ело 43, уд. в. 7,25. Металл, похожий на пла­тину, тягучий, мягкий, плавится при 155°, ки­пит при 1.450°. Мало распространен. Открыт в 1863 с помощью спектрального анализа. ОМи-ровая добыча до 1933—несколько десятков г, с 1933 в Америке—десятки кг. Применяется для покрытия металлов (с целью защиты от коррозии), серебряных зеркал прожекторов (от потускнения), в технике измерительных и эле­ктровакуумных приборов. В СССР разрабаты­ваются способы добычи И. из отходов произ­водства цинковых белил.
ИНДИЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРЫ—общее наимено­вание литератур на индийских языках, принад­лежащих к Группе индо-европейских языков. Но объему лит-ры Индии относятся к наиболее ■богатым лит-рам мира. Это лит. творчество об­нимает огромный период времени в три тысяче­летия, начиная от ведийской лит-ры (см. Веды). И. л. оказала глубокое влияние (через буд­дизм) на лит-ры Китая, Тибета, Монголии, Японии, Индо-Китая и др. Лит. языками после-ведийского периода были санскрит (к к-рому близок язык древнейшего эпоса—-«Махабхара-ты» и «Рамаяны»), сосуществовавший с ним пракрит, язык южных буддистов—пали. Из -литератур на новоиндийских языках значи­тельное развитие получили лит-ры: бенгаль­ская, хинди и маратхи (см. Новоиндийские ли­тературы).
ИНДИЙСКАЯ МУЗЫКА. Сведения об И. м. до ■сих пор ограничивались почти исключительно областью культовой музыки и непосредственно связанной с нею придворно-феодальной профес--сиональной музыкой. Буржуазные ученые игно­рировали богатейшую область музыки угне­тенных классов, не связанной композиционны­ми канонами придворного профессионального искусства. Сюда относятся многочисленные про­изводственные песни: каменщиков, кровельщи­ков, гребцов (обычно перекликающихся с ру­левым в форме диалога), погонщиков вьючных животных, женщин, размалывающих зерно, и т. д.; обширный комплекс бытовой музы­ки, лирические песни крестьянской молодежи и т. п. Среди «низших» сословий существуют особые касты музыкантов. Вместе с пережитка­ми магических культов сохраняются магиче­ские песни и пляски. Музыка индийской де­ревни в силу медленности разложения сельской общины сохраняет многочисленные пережитки муз. практики родового об-ва.
Культовая музыка слагается из окостенев­ших формул-речитативов, первоначально—ма­гического происхождения. Большое место в храмовой музыке занимают ритуальные танцы баядерок. Более позднего происхождения— гимны, посвященные отдельным божествам; по своему характеру они приближаются к при­дворно-феодальной музыке. Основа этой музы­ки—не абстрагированные звукоряды, приве­денные в рациональную систему (наши гаммы), а многочисленные «рага»—комплексы ритмо­мелодических оборотов на определенном ряде опорных точек (ступеней лада). Каждому «рага» приписывается известное этическое и психо­логическое воздействие. Основы «рага» незы-
блемы, но каждый исполнитель вносит индиви­дуальные черты в обработку деталей. И. м. не знает ни мелодии в привычном для нас смысле ни поддерживающей ее Гармонии. Индийская феодальная музыка неразрывно связана со сло­вом и в основе всегда одноголосна. Ее тема­тика замкнута в круг героических и любовных поэм—отдельных эпизодов индийской мифоло­гии. В содержании инструментальной музыки сохраняются образы, связанные с вокальным первоисточником. «Вина», щипковый инстру­мент с длинным Грифом и двумя тыквами в качестве резонаторов, является наиболее ари­стократическим инструментом, служащим толь­ко для исполнения классической, профессио­нальной музыки; флейты распространены во всех социальных слоях. В крестьянской музыке кроме многочисл. ударных инструментов распро­странен преимущ. двойной гобой, сделанный из выдолбленной тыквы,—также профессиональ­ный инструмент заклинателей змей. Усердно насаждаемые англичанами военные оркестры в туземных войсках пока остаются механиче­ским придатком, не сливающимся с индийской национальной музыкой.                         з. Эвальд.
ИНДИЙСКИЕ ЯЗЫКИ—1) языки Индии, при­надлежащие к группе индо-европейских языков. Они распространены гл. обр. на севере Индии. Их часто наз. арийскими яз. Главнейшие из них след.: западный хинди (42 млн.), пенджаб­ский (16 млн.), раджастанский (14 млн.), гуд-жаратский (10,5 млн.), непальский, восточ­ный хинди (23 млн.), западный пенджабский (5 млн.), синдхский (3,7 млн.), маратский (в Бомбейском президентстве—22 млн.), бихар-ский (35 млн.), урья (11 млн.), бенгальский (48,5 млн.), ассамский (1,6 млн.). К арийским яз. по своему строю близки многочисл. дард-ские яз., распространенные на С-3., в долинах Гималаев; наиболее известные из них—каш­мирский (1,1 млн.) и кохистани. К арийской системе принадлежат также сингалезский (на Цейлоне) и многочисл. цыганские диалекты. Все крупнейшие арийские яз. употребляются в литературе. При низком проценте грамот­ности в Индии (ок. 8%) литературные языки находятся почти в монопольном пользовании у феодалов и буржуазии и весьма отличны от разговорных форм. Этому способствует насы­щенность большинства литературных языков элементами древнего яз. Индии, санскрита, и персидского яз. На основе делийского диа­лекта западного хинди с нач. 2-го тысячелетия хр. э. развивается общекультурный яз. Ин­дии—хиндустани. Различные формы арийских языков, употреблявшихся в литературе с 6 в. до хр. э. до 11—12 вв. хр. э., носят название пракритов, или среднеиндийских языков. 2) В более широком смысле—языки Индии вообще. Кроме арийских сюда входят дравидийские языки Юж. Индии и Декана, также языки мун-да, монхмер и тибето-бирманские яз. Северо-во­сточной Индии.
Лит.: Баранников А., Краткая грамматика хиндустани (урду), Л., 1926; его же, Образцы со­временной прозы хиндустани, ч. 1—2, Л., 1927—30; его же, Словарь (урду-русско-английский) к образ­цам современной прозы хиндустани, Л., 1930; Т у б я н -с кий М., Образцы бенгальской литературы, П., 1923; М е р в а р т А., Грамматика тамильского разговорного языка, Л., 1926; К н а у э р Ф., Учебник санскритского языка, Лейпциг, 1908.                              А. Баранников.
ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН—расположен между Аф­рикой, Азией, Зондским архипелагом, Австра­лией и Антарктидой; на ОЮ.-З. условной гра­ницей принимают меридиан Игольного мыса


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.