707
ИНДИЙСКОЕ ИСКУССТВО
708
ность. Течения И. о. в сев. и юж. частях имеют различный характер; к Ю. от экватора они на­ходятся под влиянием постоянных ветров— ю.-в. пассатов—и образуют замкнутый круго­ворот: южное пассатное течение, Агульясское вдоль ю.-в. берегов Африки, Мадагаскарское и Зап.-австралийское; особенно мощным явля­ется Агульясское—одно из самых сильных и устойчивых течении в океанах. Движение воды в сев. части находится в зависимости от периодич. ветров—муссонов: во время сев. зимы, при с.-в. муссоне, течение направлено к 3. как в Аравийском м., так и в Бенгальском зал.; наоборот, в летние месяцы, при сильных ю.-з. муссонах, наблюдаются вост. и с.-в. течения, особенно заметные у берегов Сомали и к Ю. от Цейлона и значительно ускоряющие движение судов, идущих в Индию или возвращающихся от Занзибара.
Как средство сообщения И. о. имел большое значение еще в средние века, когда арабы вели морскую торговлю с Азией и Африкой; с от­крытием пути вокруг Африки И. о. служил дорогой из Европы в Индию; до открытия Аме­рики его роль в морской торговле была зна­чительнее, чем Атлантического ок. С 16 в. его значение постепенно падало до проведения Суэц­кого канала (1869), после чего оно вновь нача­ло возрастать. В настоящее время И. о. в связи с развитием мировых сношений приобретает все большее значение в мировом х-ве, связывая пром. страны Европы с областями сырьевых ресурсов Азии, Африки и Австралии и служа путем для перевозки товаров из Европы в Юж. и Вост. Азию и обратно. На долю И. о. приходится 12% мировых сообщений. Наиболь­шее значение имеет Восточно-азиатская линия (Суэц—Аден—Коломбо—Сингапур) с грузопо­током св. 40 млн. т; по этому пути идут хло­пок, джут, марганец из Индии в Европу, Япо­нию и Китай, лесные материалы и каучук в Европу, машины, металлич. изделия и ткани из Европы; на втором месте стоит Австралий­ская линия с грузопотоком ок. 10 млн. т, со­стоящим из машин, металлических и текстиль­ных изделий и др. фабрикатов из европ. стран и шерсти, пшеницы, мяса и молочных продук­тов из Австралии в Европу. Важнейшие порты И. о.: Бомбей, Калькутта и Сингапур с грузо­оборотом св. 7 млн. т каждый, Карачи и Ко­ломбо, Аделаида и Дурбан—более 5 млн. т. В связи с мировым кризисом судооборот упал на 20%, но при значит, недогрузке фактиче­ские перевозки снизились гораздо резче. Зна­чение И, о. как источника морских промыслов невелико, т. к. прилегающие к нему берега Африки и Австралии имеют редкое население. Из промыслов важнейшие: рыбные на С, у берегов Индостана и Индо-Китая, а также на Ю. Африки, добыча трепангов, жемчуга и пер­ламутра у зап. берегов Австралии, Зондских о-вов и в Аравийском м., а также китобойный промысел около южных берегов Африки и ю.-з. берегов Австралии. Окруженный в большей своей части британскими владениями, И. о. в последнее время фактически находится в ру­ках Англии; ей принадлежат наиболее важные порты, к к-рым кроме указанных необходимо причислить: Дар-эс-Салам, Занзибар, Момба­су, Мадрас, Рангун, Перт. Исключением яв­ляется Лоренцо-Маркес, принадлежащий Пор­тугалии.                                                       А. Барков.
ИНДИЙСКОЕ ИСКУССТВО. Древнейшие стадии развития искусства в Индии до нас не дошли.
Раскопки в Сев.-зап. Индии указывают на ухо­дящую в 4-е тысячелетие до хр. э. культуру, связанную с Юж. Месопо­
тамией. До нас не дошли также памятники зодчества вторгшихся в Индию арий­цев (оставивших такие лит. памятники, как Веды и по­эмы «Махабхарата» и «Ра­маяна»), так как они стро­ились из дерева и глины. Первые памятники камен­ного строительства были по-видимому созданы в эпоху распространения буддизма при царе Ашоке (ск^ло 250 до хр. э.). К этому времени относят начало т. н. буд­дийского искусства. Приемы строительства, орнаментика и др. носят следы традиций деревянного зодчества, но при оживленных сношениях с Персией и др. странами Передней Азии они испыта­
ли сильное влияние искус-
Статуя Будды из Гандхары.
ства этих стран (колоколо-
образные капители колонн, фигуры животных, поддерживающие балки, и др.), а в пластике (рельефы, статуи Будды) сказывается влияние эллинистического (грече­ского) искусства. Памятники этого феодаль­ного периода носят преимущ. культовый ха­рактер: памятные столбы («стамбхи» в честь
Будды), так наз. «сту­пы» — курганообраз-ные сооружения, об­несенные оградами с монументальными во­ротами , молитвенные залы («чайтии»), зда­ния монастырей («ви-хары») с кельями, на­конец храмы, в т. ч. многочисленные пе­щерные храмы, столь характерные для Ин­дии. Пещеры выруба­лись в скале, в фасаде прорезывались боль­шое окно и вход (с подковообразной или
килевой аркой), своды
Ворота «ступы» в Санчи (1 в. до хр. э.).
опирались на столбы
или колонны. В от­делке фасада и свода сказываются пережитки влияния деревянного зодчества (своды из схо­дящихся плит, колонны с кронштейнами). Важнейшие памятники—храмы в Карл и, Кан-гери, Аджанте и др. Фасады и стены укра­шались скульптурой (рельефы, изображаю­щие шествия; статуи, лишь довольно поздно дающие изображения Будды, сидящего в позе созерцания), иногда также стенописью (напри­мер в Аджанте), где, несмотря на религиозный сюжет, бытовой элемент преобладает над культовым.
С упадком буддизма (ок. 8—10 вв.) и победой необрахманизма (индуизма), в условиях око­стеневшего позднего феодализма с его тради­ционной и необычайно резко выраженной со­циальной иерархией, доведенной до распадения общества на взаимоотчужденные друг от друга касты, начался новый период в истории И. и.


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.