791
ПНТЕРЕС-ИНТЕРНАЦИОНАЛ
792
ИНТЕРЕС (от лат. interesse—быть важным)— то, что представляет значение для к.-н. лица или коллектива, то, что привлекает внимание, кажется нужным, выгодным, полезным и т. д.
ИНТЕРИМ (лат.)—1) временное решение или соглашение. Религиозные И.—изданные во время Реформации временные расп< ряже­ния, имевшие целью прекращение религ. спо­ров между католиками и протестантами; боль­шинство из них привело на деле к новым рели­гиозным распрям. Германский И. (сент. 1849) в эпоху революции 1848 в Германии— временный компромисс между Австрией и Пруссией, по к-рому власть имперского правителя, к-рым являлся австр. эрцгер­цог Иоганн, была заменена временной паритет­ной австро-прусской Союзной комиссией. 2) В зап.-европ. юридич. лексиконе—временное за­мещение к.-л. должности и самое время этого замещения. Интеримарн ы й—временный.
ИНТЕРКЛУБЫ—интернациональные клубы моряков, существующие в портах СССР и в ряде портов капиталистич. стран всего мира. И., организованные революц. профсоюзами, предоставляют возможность общения морякам различных национальностей во время пребы­вания их кораблей в портах и содействуют раз­витию их классового сознания и интернацио­нальной солидарности. И. играют также значи­тельную роль при поддержке стачек моряков.
ИНТЕРКОМЫ, Интернациональные комитет ы—см. Интернационалы произ­водственные.
ИНТЕРЛАКЕН—климатич. станция, курорт, сел. (3,6 т. постоянных ж., 1925) в Швейцарии, в Бернском кантоне, между Тунским и Бриенц-ским оз., на берегу р. Аары; ж.-д. узел. Мягкий климат и красивое местоположение привле­кают много иностранцев. Исходный пункт экс­курсий в живописнейшие места Бернского Оберланда.
ИНТЕРМЕДИЯ, интерлюдия (лат.)— вставная сценка или сценическая и музыкаль­ная пьеска шутливого содержания, исполняв­шаяся между двумя действиями драматич. пред­ставления. И. ввела в средние века в мистерию светское начало. В России 17 и 18 вв. И. очень часто встречалась в русском театре.
ИНТЕРМ ЕЦЦО — в своем первоначальном значении небольшие музыкально-сценические эпизоды (вставки), исполнявшиеся в конце 16 в. в Италии между актами трагедии, позд­нее—оперы. В дальнейшем понятие «И.» стало распространяться на всякого рода связующие отрывки между частями сонаты, симфонии и др. инструментальных или вокальных произведе­ний. В 1-й пол. 19 в., с развитием фортепианных миниатюр, И. стали называться уже неболь­шие самостоятельные пьесы, часто даваемые в виде связной серии (напр. у Шумана, ор. 4). Это значение И. сохраняет и до сих пор.
«ИНТЕРНАСИОНАЛЬ» («Internacionab— Ин­тернационал)—центральный орган компартии Аргентины, основанный в 1918. В течение ряда лет выходил ежедневно в Буенос Айресе. В на­стоящее время издается нелегально.
ИНТЕРНАТ (лат.)—общежитие при учебном заведении для учащихся; также закрытое учеб­ное заведение, в к-ром учащиеся находятся под постоянным надзором воспитателей. Впер­вые И. возникли при монастырях; значит. часть духовных школ Зап. Европы и теперь является И, В России И. были: приюты для си­рот, духовные семинарии, военные школы (ка-
детские корпуса и юнкерские училища), т. н. «институты благородных девиц», а также не­которые высшие школы (лицеи). Путем полной изоляции от жизни в И. стремились устранить влияние на воспитанников новых идей. Замк­нутая жизнь И. создавала крайне нездоровые навыки и взаимоотношения, уродуя психику воспитанников. Слово «институтка» стало на­рицательным именем не знающего жизни, на­ивного человека. Особенно ярко описана жизнь И.—духовных семинарий-—Помяловским в «Очерках бурсы». В СССР И. являются лишь нек-рые детдома, при которых имеется школа; существуют они и при сельских школах для далеко живущих детей. В противоположность прежним закрытым учебным заведениям в со­ветских И. стараются возможно ближе знако­мить воспитанников с окружающей жизнью, содействуя активному участию их в посильной общественной работе.
ИНТЕРНАЦИОНАЛ (L'Internationale) — меж­дународный революц. гимн пролетариата, с Октябрьской революции—гимн СССР. Текст «И.» написан членом Коммуны Эженом Потье в июне 1871. В «И.» нашли отражение лозунги «Коммунистического манифеста» и программы 1 Интернационала. В печати «И.» появился лишь в 1887 в сб. Потье «Революционные пес­ни», выпущенном товарищами Потье по Ком­муне незадолго до его смерти.
В 1888 «И.» был положен на музыку Пьеряы Дегейтером, членом лилльского рабочего пте-ческого об-ва «Рабочая лира». В 1888 в Лилле состоялось первое публичное исполнение «И.» на рабочем празднике.
Популярность «И.» возрастала по мере роста классовой сознательности франц. пролетариа­та. В 1896 в Лилле во время 14 нац. конгресса рабочей партии националисты, протестуя про­тив участия в этом конгрессе нем. социалистов во главе с В. Либкнехтом, устроили демонстра­цию с пением «Марсельезы»; социалисты отве­тили коптрдемонстрацией и пением «И.». С этого времени «И.» становится боевым интернацио­нальным гимном, распространяясь по всей Франции и Германии. Со 2-й пол. 90-х гг. 19 в. и с первых лет 20 в. «И.» становится револю­ционным социалистическим гимном междуна­родного пролетариата.
В России «И.» в первом неполном (3-строф-ном) пер. А. Я. Кона (Данина) стал широко рас­пространяться с начала 20 в. Позднее появи­лись на рус. яз. полные пер. «И.» (в 6 стро­фах), последний—А. Гапова в 1932; «И.» пере­веден также на языки народностей Сов. союза.
Одна из первых муз. обработок «И», в Рос­сии (для фортепиано с хором) принадлежит Черномордикову (вышла в 1906 в подпольном издании «10 революционных песен»). В 1924 утверждается основная редакция «И.» (проф. Гедике) в двух вариантах: для фортепиано с хором и для фортепиано. По этой редакции «И.» был инструментован для большого симфонич. оркестра Рогаль-Левицким. Из свободных об­работок «И.» нужно отметить переложение Кастальского для хора и симфонич. оркестра. Выразительно-простая и яркая мелодика «И.», насыщенная могучим пафосом, широко исполь­зована в творчестве советских и революц. зарубежных композиторов (Глиер, Василенко, Белый, Крейн, Шульгоф и др.).
Лит.: Стендов Ю., Поэзия революционного со­циализма, 3 издание, Петроград, 1922; 3 е в а э с А., Интернационал и его авторы, «Советская музыка», Мо­сква, 1933, № 2.


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.