823
ПНТЕРСТПЦПАЛЬНАЯ ТКАНЬ-ИНТРОСПЕКЦПЯ
824
половых признаках смешаны признаки обоих полов; иногда И. образуют ряд переходов меж­ду самцом и самкой.
'ИНТЕРСТИЦИА'ЛЬНАЯ ТКАНЬ (лат.-—-проме­жуточный)—в анатомии ткань, заполняющая промежутки между деятельными элементами ткани органов. Такова напр. соединительная ткань в мышцах, лежащая в промежутках ме­жду мышечной тканью.
ИНТЕРФЕРЕ'НЦИЯ—явление взаимодействия волн (напр. звуковых, световых). Если два источника звуковых колебаний распространяют вокруг себя волны одинаковой длины, то в раз­личных точках пространства, окружающего источники, наблюдаются «узлы», т. е. места, где две волны, противодействуя одна другой,
не дают ника-
временного поглощения извне кислорода, сле­довательно идущие за счет внутримолекуляр­ного кислорода, имеющегося в составе сложных органических соединений самого организма. И. д. имеет место напр. у дрожжей при броже­нии и у нек-рых др. микроорганизмов и достав­ляет им необходимую для жизни энергию. У нормально дышащих растений (использующих свободный кислород) интрамолекулярное ды­хание является первой фазой их нормального дыхания; при помещении их в бескислород­ную среду жизнь нек-рое время может под­держиваться при помощи И. д.
ИНТРИТА (франц.)—линия взаимоотношений действующих лиц в драме или романе. В про­изведении может быть несколько переплетаю­щихся или самостоятельных И. В классиче­ских «пьесах интриги» особыми мастерами были испанцы (Лопе де Вега, Кальдерон и др.). В переносном смысле—происки, козни, тайная любовная связь. Интрига н—занимающийся интригами.
ИНТРОДУКЦИЯ—введение, вступление, пред­шествующее главной теме в симфонии, сонате и т. п. и представляющее по большей части ко­роткое ларго, адажио или анданте. Развив­шись из трубных фанфар, возвещавших начало спектакля, И. в опере заменяла увертюру или составляла начало первого акта, следуя непо­средственно за увертюрой. Играя вначале роль «призыва ко вниманию», интродукция в даль­нейшем постепенно приобрела более самостоя­тельное значение, став органической частью всего произведения (напр. в симфониях Бет­ховена и др.).
ИНТРОЕ'КЦИЯ (лат.—вкладывание внутрь)— философский термин, введенный эмпириокрити-ком Авенариусом. По мнению Авенариуса, обыденное мышление вкладывает (интроици-рует) психические состояния внутрь организма человека (отсюда термин «H.»f. Под И. Авенари­ус по существу понимает материалистическое положение о том, что сознание есть функция мозга. Авенариус считает, что такое интрои-цирование вводит в заблуждение, ведя к дуа­лизму духа и тела. Вместо И. Авенариус вы­двигает учение о принципиальной координа­ции, долженствующее, по его мнению, преодо­леть дуализм И. Критика Авенариусом И. есть на самом деле замаскированная критика ма­териализма; замена И. путанной теорией коор­динации приводит к насквозь идеалистическо­му положению о том, что нет материи без соз­нания, объекта без субъекта. «Дуализм опровер­гнут здесь Авенариусом лишь постольку, по­скольку опровергнуто им существование объек­та без субъекта, материи без мысли, внешнего мира, независимого от наших ощущений, т. е. опровергнут идеалистически... Уиение об ин-троекции есть путаница, протаскивающая иде­алистический вздор и противоречащая есте­ствознанию, которое непреклонно стоит на том, что мысль есть функция мозга, что ощуще­ния, т. е. образы внешнего мира, существуют в нас, порождаемые действием вещей на наши органы чувств» (Ленин, Материализм и .эмпи­риокритицизм).
Лит.: Ленин В., Материализм и эмпириокрити­цизм (гл. I, § 5), Собр. соч., т. XIII, 3 изд., М.—Л., 1928.
ИНТРОСПЕ'КЦИЯ (лат.), самонаблюдение— термин психологии, наблюдение состояний сознания самим переживающим их субъектом. Интроспективный метод имел преоб­ладающее значение в эмпирической психологии^
ких колебаний, и «пучности»— места, где вол­ны, слагаясь, дают особенно сильные коле­бания (см. Вол­ны). И. звуко­
Схема образования «узлов» и «пучностей».
вых волн дает усиление и ос­
лабление силы звука. Чередующиеся усиления и ослабления звука называются биениями. И. света вызывает разноцветную окраску мыльных пузырей, пе­реливы цветов масляных, нефтяных пятен на водной поверхности, окраску бабочек и пр. И. света используется в оптич. приборах и дает возможность производить точнейшие измере­ния в науке и технике. И. дает возможность измерения длины световой волны. На И. осно­вана цветная фотография. Об И. электронов см. Электрон.
ИНТЕРФЕРОМЕТР—прибор, в к-ром интерфе­ренция используется для измерения различных величин (длины, показателя преломления и др.). Отличается чрезвычайной точностью. При по­мощи И. произведены измерения длины свето­вых волн и определения диаметров звезд.
ИНТЕРЬЕР (франц. interieur — внутренность, внутренний вид помещения)—в живописи изо­бражение комнаты или анфилады комнат. Ин-терьерные виды были распространены в искус­стве Голландии 17 в. Расцвет интерьерных ви­дов сопутствовал укреплению бурж. реализма, идеализируя интимный уют частного бурж. жилища. В России И. был популярен в 30-х—■ '40-х гг. 19 в. (школа Венецианова).
ИНТИМНЫЙ — близкий, дружественный, за­душевный. Интим ноет ь—близость.
ИНТОНСИНА'ЦИЯ—отравление организма ядо­витыми веществами (токсинами), вырабатывае­мыми различными микробами, проникающими в организм (напр. столбнячными, дифтерии, холеры и др.). И. называют также отравление и др. ядами, например змеиным ядом, алкого­лем и пр.
ИНТОНА'ЦИЯ—в языковедении тон речи, ее ритмико-мелодическая сторона, свойственная всякому устному высказыванию и обозначае­мая на письме нек-рыми знаками препинания (?, !, ...). Различают И. вопросительную, вос­клицательную, повествовательную, И. закон­ченности (предложения) и др.
ИНТРАМОЛЕКУЛЯРНОЕ ДЫХАНИЕ, анаэ­робное дыхани е—химические процессы в живых организмах, связанные с выделением углекислоты (и накоплением спирта), без одно-


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.