827
ИНТУИЦИЯ—ИНФЕКЦИЯ
828
может быть подлинного знания. Развитое ра­ционалистами учение об И. было подвергнуто критике Кантом. Человеку, согласно взглядам Канта, доступна только чувственная И., ин­теллектуальной И. может обладать, по Канту, только высшее, чем человек, существо, т. к. наш рассудок, по его мнению, насквозь дис-курсивен. В разрез с Кантом, Фихте старший и Шеллинг отстаивали существование интел­лектуальной И. По Фихте, всякая деятельность познания осуществляется при посредстве осо­бой формы созерцания, или интеллектуальной И. Только через нее становится впервые воз­можным понятие действования, к-рое есть един­ственное понятие, соединяющее оба мира: чув­ственный и умопостигаемый. К этому понима­нию И. близко примкнул Шеллинг, связавший понятие об интеллектуальной И. с вопросом о необходимости и свободе. Развивая учения об И., Фихте и Шеллинг остановились на таком понимании, к-рое в интеллектуальной И. видит только непосредственное знание. В отличие от Фихте и Шеллинга Гегель подвергнул рас­смотрению само понятие непосредственности знания. Гегель не отрицает того, что такое знание существует как факт в практической и теоретической деятельности. Однако, по Ге­гелю, непосредственные И. порождаются лишь многократным размышлением и долгим жизнен­ным опытом. Непосредственность знания не только не исключает опосредствования, но, на­оборот: непосредственное знание представля­ет продукт и результат знания опосредство­ванного.
Если в системах рационалистов 17—18 вв. и в системах классиков идеализма учение об И. не означало еще разрыва с наукой и интел­лектом, то в философии эпигонов классиче­ского идеализма, в соответствии с общим упад­ком и вырождением буржуазной философской мысли, И. все более и более рассматривается как форма знания, противоположная интел­лекту и несовместимая с логическим познани­ем. Такова например интуитивная философия Бергсона (см. Интугипивизм). Рационалисти­ческое понимание И. отстаивает в наши дни Эдмунд Гуссерль. Однако рационалистический характер учение Гуссерля об И. сохраняет ценой возвращения вспять—от фихтевской и шеллинговской диалектики через Декарта— к платоновскому дуализму (с его метафизиче­ской противоположностью идеальных сущно­стей и эмпирической чувственности), а также ценой полного выключения из философии всех задач эмпирического исследования.
Философия диалектического материализма отвергает учение об И. не только в его совре­менной алогической форме, отражающей яв­ную деградацию буржуазной мысли, но и во всех прежних и новейших рационалистиче­ских и идеалистич. видах, метафизически вы­двигающих непосредственность усмотрения ис­тины как основу И. При этом диалектич. ма­териализм принципиально возвышается над той критикой И., к-рая была развита Гегелем. Соглашаясь с Гегелем в том, что т. н. непо­средственное, или интуитивное знание есть ре­зультат долгого и сложного опосредствова­ния в предыдущем развитии знания, диалек­тический материализм в самом этом опо­средствовании видит не только историю логи­ческого и созерцательного развития знания, но прежде всего опосредствование матери­альной практикой и опытом, включая сюда
и практику классовой борьбы. Именно в этом смысле Ленин разъяснял, что «практика че­ловека, миллиарды раз повторяясь, закреп­ляется в сознании человека фигурами логики. Фигуры эти имеют прочность предрассудка, аксиоматический характер именно (и только) в силу этого миллиардного повторения» (Ле­нинский сб., IX, стр. 267).                   В. Асмус.
ИНУКАЙ, Ки (1855—932)—японский полит. и гос. деятель. До 1890—редактор газеты «Хо­ти». В прошлом занимал ряд министерских по­стов (1898, 1924—25). Лидер партии Кокусин, объединившейся в 1925 с Сейюкай. Президент Сейюкай с 1929. Премьер-министр в 1932. В мае этого же года убит военно-фашистской ор­ганизацией.
ИНУЛИН, 6Ню05).х +Н20—встречающийся в растениях полисахарид. Содержится в клуб­нях цикория (до 10%), в клубнях георгины (до 12%), земляной груши и других расте­ний. И.—аморфный белый гигроскопический порошок, легко растворимый в горячей воде. Животным организмом не усваивается; в ра­стениях служит одним из видов запасного пи­тательного материала.
ИНФА'НТ—в бывших Испанском и Порту­гальском королевствах титул королевского принца. Инфанта —принцесса.
ИНФАНТАДО—порода овец, выведенная из мериносов. Отличается меньшей складчатостью кожи, более длинной, но менее тонкой шерстью, чем у мериносов-негретти. Русский И. весит 50—60 кг, дает 4—5 кг шерсти. Нетребовате­лен к кормам.
ИНФАНТЕ'РИЯ (исп.)—устаревшее назва­ние пехоты.
ИНФАНТИЛИ'ЗМ—остановка развития орга­низма на детской или юношеской стадии. Обу­словливается нарушением внутриутробного раз­вития или перенесенными в раннем возрасте заболеваниями, неправильностями внутренней секреции и т. д. Различают'И. общий и частич­ный. Общий И. проявляется задержкой ро­ста, недоразвитием половых органов (евнухо­идизм), отсутствием вторичных половых при­знаков и психической отсталостью. К час­тичному И. относятся: И. половой, И. * психический (характеризующийся легкомыс­лием, склонностью к капризам, понижением или отсутствием полового влечения) и И. от­дельных органов (кишечный И., И. печени и т. д.). И. чаще встречается у женщин, прояв­ляясь недоразвитием грудных желез, полового аппарата, таза и расстройствами месячных. Бе­ременность у инфантиличек протекает тяжело, но иногда в результате ее происходит дозрева­ние организма.
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ—то же, что за­разные болезни.
ИНФЕ'КЦИЯ (лат.)—заражение, внедрение и размножение в организме микроорганизмов— возбудителей болезней. Болезни, вызванные внедрением микробов в организм, называются инфекционными, или заразными. Каждая за­разная болезнь вызывается обычно особым воз­будителем. В зависимоаки от силы его действия (т. н. вирулентности) и состояния организма И. может быть большей или меньшей тяжести. Основным источником И. является больной ор­ганизм, к-рый с мочой, калом, слюной, потом, мокротой, молоком может выделять микроорга­низмы и способствовать заболеванию других. Выздоровевший организм может долгое время продолжать выделять микробы (бацилловыде-


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.