837                                                           ИОНИЙ—ИОНИЧЕСКИЕ ОСТРОВА                                                           838
да несколько ионизирован. Причина—влияние солнечных лучей, радиоактивных излучений, а также сильно проникающего излучения, иду­щего на землю из межзвездного пространст­ва. И. вещества в растворе — следствие элек­тролитической диссоциации.
ИОНИЙ, 1о—радиоактивный элемент. Атом­ный вес 230, порядковое число 90. Будучи изо­топом тория, И. обладает одинаковыми с ним химич. свойствами; отсюда—трудность выделе­ния И. в чистом виде. Образуется при радио­активном распаде урана II, сам превращается в радий. Содержится в урановых рудах.
ИОНИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Под этим именем объединяются первые философы древней Гре­ции (6 и нач. 5 вв. до хр. э.); сюда относятся т. н. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклит Эфесский. Первые ша­ги древнегреческой философии, а вместе с ней пауки, относятся к эпохе возникновения клас­сового рабовладельческого общества и гос-ва, пришедших на смену родовому строю. Усилен­ное развитие торговых отношений, характерное для этой эпохи, в первую очередь нашло себе место в Ионии, главнейшие торговые города к-рой—Милет и Эфес—сделались вместе с тем центрами развития новой культуры, науки и материалистической философии.
Основной предпосылкой, из к-рой исходили ионийские философы, было стихийное призна­ние объективного существования реального ми­ра—материи, находящейся в вечном движении. Проблема материи как философской категории милетцами еще н,е была поставлена; в наивной форме она впервые только намечается у Анакси-мандра. «Здесь перед нами целиком первона­чальный стихийный материализм, который, ес­тественно, считает при своем возникновении са­мо собою разумеющимся единство в бесконеч­ном многообразии явлений природы и ищет его в чем-то определенно телесном, в чем-то особен­ном, как Фалес в воде» (Энгельс). Развитие ма-териалистич. философии было тесно связано с успехами научного познания природы. Первые древнегреч. философы были одновременно и первыми естествоиспытателями.
Родоначальник Милетской школы — Фалес (около 624—547 до хр. э.). Занимался морской торговлей, являлся одновременно и полити­ческим деятелем и философом. Основой всего существующего Фалес считал «воду», «жид­кость», т. е. материю в жидком состоянии. По­нимая материю чувственно-наглядным обра­зом, он одним из первых выразил ту мысль, что объяснения природе нужно искать не в ми­фологии, а в изучении реальной действитель­ности. Ту же материалистич. точку зрения раз­вивают и другие представители И. ф. В отличие от Фалеса, для к-рого материальным перво­началом была «вода», для Анаксимандра та­ким первоначалом является «апейрон» (беспре­дельная, неопределенная материя), для Ана-ксимена — «воздух», для Гераклита Эфесско-го — «огонь».
Вторым представителем Милетской школы был Анаксимандр (р. в 610 до хр. э.). В учении Анаксимандра об «апейроне» впервые была наивно поставлена проблема материк, абстра­гированной от ее чувственно-наглядной формы; однако «апейрон» у него не теряет характера материальности. Свою задачу Анаксимандр ви­дел в том, чтобы показать развитие из «апей-рона» конкретного, чувственно воспринимаемо­го мира. «Апейрон» заключает в себе противопо-
ложности, выделение к-рых обуславливает со­бой развитие материи, принимающей различ­ные формы существования. Противоположно­сти теплого и холодного, сухого и влажного, заключенные в скрытом виде в «апейроне», выделяясь из него, дают начало бесчислен­ным мирам и вообще всем конкретным вещам. Совершаясь с необходимостью, этот процесс выделения противоположностей дополняется столь же необходимым процессом возврата их в единое, в «апейрон». Вечное движение мате­рии является, согласно учению Анаксимандра, единственной причиной возникновения и уни­чтожения бесчисленных миров; боги не прини­мают участия в развитии космоса; солнце, луна и звезды исторически происходят из огненной сферы. Для своих научных занятий Анакси­мандр изготовил солнечные часы и различные астрономические приборы. Анаксимандр делает также первую, правда наивную, попытку исто-рич. подхода к происхождению видов животных (происхождение человека от рыбы). В учении Анаксимандра проявляется известная прими-тивно-диалектич. тенденция, дальнейшее свое развитие получившая в философии Гераклита.
Третий представитель Милетской школы— Анаксимен (конец 6 в. до хр. э.). Первоначалом всего считал «воздух», т. е- материю в газообраз­ном состоянии; развитие материи понимается им , как сгущение и разряжение воздуха под влия­нием двух противоположностей: тепла и холо­да. В своем развитии материя последовательно принимает семь основных своих форм: огонь, воздух, ветер, облака, вода, земля и камень.
Высшей ступени своего развития И. ф. до­стигает в учении Гераклита Эфесского. В осно­ву всего существующего он, подобно филосо­фам Милетской школы, полагает материальное первоначало, к-рое он называет «огнем», т. е. подчеркивает этим зависимость перехода ма­терии из твердого в жидкое и Газообразное со­стояния от ее температурных изменений. Кос­мос, т. е. мир, является для Гераклита объек­тивной реальностью, чувственно воспринимае­мой и в своей сущности познаваемой разумом. Гераклит в более отчетливой и резкой форме развивает примитивные стихийно - диалекти­ческие тенденции Милетской школы. Призна­вая вместе с милетцами всеобщее движение материи, формулируя это положение в учении о всеобщем потоке, Гераклит понимает разви­тие материи как результат борьбы противопо­ложностей. Всеобщим законом движения у Ге­раклита является логос, т. е. диалектическая закономерность. Познание логоса ОГераклит определяет как выделение при помощи разума противоположностей, борьба которых лежит в основе всякого изменения. Гераклит—наибо­лее яркий представитель наивной диалектики в древнегреч. философии. Дальнейшее разви­тие материализма, начиная с 5 в. до хр. э., обнаруживает уже тенденцию в сторону меха­нистического мировоззрения.
Лит.: Маковельский А., Досократшш, ч. I, Казань, 1914 (тексты); Гегель, Лекции по истории философии, кн. 1, Соч.,т.IX, М.—Л., 1932 (идеалистич.); Ленин В., Философские тетради, [Л.], 1934 [кон­спекты книг Гегеля «Наука логики» и «Лекции по исто­рии философии»]; Энгельс Ф., Диалектика при­роды, 6 изд., М., 1934 (гл. «Диалектика в современном естествознании»).                                               М. Дынник.
. ИОНИ'ЙСКИЙ СТИЛЬ—см.Греческоеисщсство. ИОНИ'ЧЕСКИЕ ОСТРОВА—группа островов в Ионическом м., тянутся вдоль зап. побережья Греции. Обшая площадь 2.345 км2. Наиболее крупные: Кефалония, Корфу (Керкира), Лев-
-27


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.