111
ДРУИДЫ—ДУБ
112
Форма Д. зависит от формы свободного про­странства, по стенкам к-рого выделялись кри­сталлы. Замкнутые пустоты горных пород, вы­стланные Д., наз. жеодами. На рисунке да­ны Д. кристаллов свинцового блеска. 2) В ра­стениях Д. являются б.ч. срост­ками кристаллов щавелевокислого кальция; они образуются пооди­ночке в особых клетках; присут­ствие или отсутствие их харак­терно для отдельных семейств, родов или ви­дов и нередко используется при микроскопи­ческом анализе лекарственных и др. растений для определения подмесей и суррогатов.
ДРУИ'ДЫ — жрецы у древних кельтов Гал­лии и Британии.
ДРУММО'НДОВ СВЕТ —яркий свет, получае­мый от извести, накаливаемой в пламени гре­мучего газа. Употреблялся раньше для осве­щения маяков, при постройках, а также в проекционных фонарях. Назван по имени англ. инженера Друммонда.
ДРЭК (Drake), Френсис (1540—95) — англ. пират и корсар, грабивший испано-американ­ский флот и испано-американские колонии и участвовавший в Англо-испанской войне за гос­подство на море. Был королевой Елизаветой произведен в адмиралы. Одержал ряд побед над испанским военным флотом.
ДРЭ'ПЕР (Draper), Джон Вильям (1811—82)— амер. бурж. естествоиспытатель и историк культуры. Родом из Англии. Гл. соч. Д.—«Ис­тория умственного развития Европы», 2 тт., 1864 (есть рус. пер.)—написано.с точки зрения позитивизма, принимающего у Д. форму гру­бо биологической теории историч. процесса. Классовой борьбы Д. не понимает, веря в ко­нечное торжество разума и знаний. Борясь в своих трудах, в частности в «Истории отноше­ний между религией и наукой», 1875 (есть рус. пер.), с церковным мракобесием, он тем не ме­нее остается деистом, пытающимся рациона­листической критикой примирить христианство с наукой. Пользовался популярностью в кру­гах разночинной интеллигенции в России в 60-х гг.
ДУА'ЛА (Douala)—город и гл. порт франц. мандатной территории Камерун на Гвинейском зал. и конечный пункт двух железных дорог в глубь страны; 25 т. ж. (1921). Вывоз пальмо­вого масла, каучука, слоновой кости.
ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный), 1) в философи и—теория, полагающая в основу объяснения мира две обособленных суб­станции, две различных сущности, два несво­димых друг к другу принципа. Д. противопо­ложен монизму. В новой философии дуалиста­ми были Декарт, учивший о двух конечных субстанциях—протяженной (тело) и мысля­щей (душа), Кант, оторвавший мир «вещей в себе» от мира явлений. В древнегреческой фи­лософии Д. присущ Платону. У Платона мир чувственных вещей отделен метафизической пропастью от мира «вечных Идей», несмотря на его стремление свести первый ко второму.
Д., раскалывающий мир на две враждебные половины, обнаруживает всю свою несостоя­тельность, когда подходит к объяснению вза­имодействия двух субстанций и стремится их примирить путем апелляции к мнимому абсо­лютному началу — к богу (напр. Декарт).' Д. либо совпадает с эклектизмом либо превраща­ется в откровенный идеализм. В различные эпохи Д. отвечал идеологическим запросам раз-
личных социальных групп. Дуалистические си­стемы иногда выражали идеологию классов, сходящих с исторической арены. Так, Платон как представитель идеологии крупной земле­владельческой аристократии, утратившей бы­лое господствующее положение, пытался из мира чувственного, посюсторонцего «эмигриро­вать» в мир иной, отличный от первого, и утвердить его как истинную реальность. Ино­гда Д. выражал идеологию восходящего, но еще недостаточно окрепшего класса, вынуж­денного пойти на компромисс со старым (во Франции 17 в. философия Декарта, в Германии 18 в. философия Канта).
Диалектический материализм, рассматривая сознание как качественно своеобразную форму движения материи, вводя практику как кри­терий истины в теорию познания, уничтожа­ет основы всякого Д.
2) В Государственном строе: а) гос. объединение, состоящее из двух рав­ноправных частей (напр. б. Австро-Венгрия) или во главе к-рого стоят два формально или фактически равносильных гос-ва (напр. Гер­манский союз, 1815—66, с Австрией и Прус­сией во главе), б) Встречающееся в бурж. го-сударствоведении, под влиянием теории разде­ления властей, обозначение такого конституц. строя, в к-ром министерство не несет ответст­венности перед народным представительством, т. е. так наз. исполнительная и законодатель­ная власти внешне разделены и как бы равно­правны (напр. б. Германская империя, в к-рой рейхсканцлер и министры были ответственны лишь перед императором, США и др. амер. республики, в к-рых министры несут ответст­венность лишь перед президентом).
ДУА'НЬ ЦИ-ЖУЙ (р. 1864) —китайский ге­нерал, милитарист и реакционер. Военный ми­нистр в 1912 и 1914 и премьер в 1917—20. После разгрома У Пей-фу—премьер-министр (1924). Д.—враг нац.-революц. движения в Ки­тае, борюшийся с ним при помощи японских денег и японофильской партии Анъфу. В апр. 1926 с уходом из Пекина нар. армии и времен­ным установлением власти У Пей-фу и Чжац Цзо-линя Д. бежал в Тяньцзинь и Дайрен. В 1932—33 в связи с оккупацией империалисти­ческой Японией Маньчжурии и ее попытками создания в Сев. Китае марионеточного пр-ва, враждебного Гоминьдану, Д. вновь появился на полит, арене, играя роль японского агента.
ДУБ, Quercus—обширный род растений сем. буковых, включает св. 200 видов. По б. ч. мощные, высокие деревья, реже кустарники. Листья у большинства видов Д. выемчатые, большие. Д.—однодомное растение; мужские цветы собраны в сережки, женские распола­гаются поодиночке в пазухах листочков, из к-рых по опылении образуется плюска (вроде чашечки), откуда старое название этого сем.— плюсконосные. Плоды появляются на дереве с 25—30 лет и больше. Д. достигают 50 м вы­соты, доживают до тысячи и более лет. Рас­пространены в Европе, Азии (кроме Сибири) и в Америке. В черноземной полосе СССР об­разует целые леса стебельчатый, или летний Д., Q. pedunculata, к северу он встречается до широты Ленинграда и Перми. На Ю. и Ю.-З. европ. части СССР и на Кавказе встречаются еще т. н. зимний Д., Q. sessiliflora, пушистый Д., Q. pubescens, и нек-рые др. виды. На Даль­нем Востоке растут др. виды Д. Дуб часто под­вергается болезням, а также страдает от раз-


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.