129                                    ДУХОВАЯ ТРУБКА-ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ                                    130
прибегнуть к суду, хотя Д. не признавали го­сударства и его суда. Новые общины были уни­чтожены царской властью; за отказ от воинской повинности пр-во прибегло к жесточайшей эк­зекуции и погрому. Это вызвало в 1898 пересе­ление значит, части Д. (ок. 8 т. чел.) в Канаду, где Д. образовали ряд общин. Однако и они бы­ли недолговечны. К тому же в виду отказа от всяких официальных записей и пр. начались нелады между Д. и канадским пр-вом. Группы Д., оставшиеся верными своему учению, не примирившиеся с буржуазно-демократическим окружением, существуют и сейчас, причем нек-рые из них возвращаются в СССР. Пример Д. ярко показывает утопичность всяких форм религиозного коммунизма и использование ку­лачеством сектантства в целях эксплоатации бедняцко-середняцких крестьянских групп. Подобно др. сектантам Д. выступают против соц. строительства, против коллективизации и культурной революции.
Лит.: Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола, под ред. В.Бонч-Бруевича, вып. 2, СПБ, 1909; Бонч-Бруевич В., Духоборы в канадских прериях, П., 19 18; Никольский Н., История русской церкви, 2изд., М.Л., 1931.         Г. Г.
ДУХОВАЯ ТРУБКА—трубка из бамбука, для выдувания отравленных стрел. Употребляется
тое Д. наживало огромные доходы путем ро­стовщичества. В результате Д. превратилось в одно из самых богатых сословий феодального об-ва как в Западной, так и Вост. Европе.
В России Д. (и особенно монастыри) владе­ло массой крестьян-крепостных, вело в боль­шом масштабе торговлю хлебом, солью и пр. и являлось безжалостным ростовщиком, време­нами державшим в своих руках даже разоряв­шийся слой бояр (крупных помещиков). На всем протяжении русской истории (вплоть до Октябрьской революции) Д. эксплоатировало крестьянскую бедноту. Проводившееся иногда в России и на Западе отобрание владений Д. (т.н.секуляризация) несколько умень­шало его богатства и то лишь временно.
Д. является надежной опорой эксплоататор­ских классов и их пр-в, своими молитвами, про­поведями, влиянием в школах и пр. укрепляя и освящая их классовое господство. Будучи опо­рой самодержавия в России, Д. в качестве «ве­домства православного исповедания» вплоть до Октябрьской революции играло громадную роль в составе сложной бюрократич. машины царизма (см. Церковь). Д. в целях сохранения своей власти нередко прибегало и прибегает к сознательному обману («объявление» чудотвор­ных икон и мощей, чудесные якобы исцеления слепых, хромых и др. шарлатанские приемы). Октябрьская революция, национализировав церковные земли и капиталы, отделив церковь от гос-ва, развернув антирелигиозную пропа­ганду, подорвала престиж и влияние Д. в ши­роких массах.
В СССР служители религ. культов всех ве­роисповеданий и толков, исполняющие культо­вые обязанности, независимо от того, получают ли они за исполнение этих обязанностей возна­граждение или нет, лишены избирательных прав (КонституцияРСФСР, ст. 69г, и соответств. статьи конституций др. союзных республик). См. Религиозные объединения.
Лит.: Р о з е н о в Э., Против попов, М., 1923; Л о -зипский С, Средневековые ростовщики, П., 1923; Антирелигиозный учебник, под ред. А. Лукачев-с к о г о, M., 1933.                                     Н. Р. и А. Л.
ДУХОВНЫЕ КНЯЗЬЯ — феодальные владете­ли в сане епископа или аббата в феодальной Германии. Владения многих Д. к. в период Ре­формации превратились в светские княжества. В эпоху Наполеоновских войн уцелевшие Д. к. лишились своих владений.
ДУХОВНЫЕ СТИХИ—■ песни, распевавшиеся слепцами и калеками и передающие христиан­ские легенды и т. п. Так же называют песно­пения сектантов.
ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ—школы, подготовлявшие служителей культа. Возникли в России при Петре I (за исключением Киево-братской школы, впоследствии Академии, осно­ванной в 1615, и Московской духовной акаде­мии, осн. в 1685). Д. у. з. подразделялись на уездные духовные училища, семинарии, выпу­скавшие священников, и духовные академии— высшие Д. у. з. Программа всех Д. у. з. была выдержанной программой мракобесия. Все, что могло пробудить в учениках Д. у. з. самосто­ятельное мышление, рассматривалось как опас­ность, способная подорвать в глазах учеников религиозность, веру в авторитет церкви, «свя­щенного писания». Общеобразовательные на­уки были сведены до минимума; особенно опас­ным считалось естествознание, почти совершен­но изгнанное из программ Д. у. з. Всего в Рос­сии было до революции 4 духовных академии.
различными племенами в дремучих лесах Юго-восточной Азии, на Ма­лайском архипелаге и в Южной Америке (в бас­сейне реки Амазонки).
ДУХОВЕНСТВО —обще­ственная группа, свя­занная кастовой или со­словной организацией и обслуживающая религи­озные культы. Проис­
хождение Д. как особого
Духовая трубка.
сословия восходит к эпо­хе разложения родового общества и зарож­дения классов. Во всех формациях классового об-ва Д. являлось идеологом и агентом господ­ствующих эксплоататорских классов.
Поучению христианской церкви, лица, вхо­дящие в состав Д., являются носителями боже­ственной «благодати», к-рая сообщает им маги­ческие способности распоряжаться духом свя­тым, сообщать через молитву и благослове­ние силу его другим людям, отпускать грехи кающимся. В православной, католической и не­которых др. церквах Д. делится на белое и чер­ное (монашествующие). История знает немало случаев, когда Д. получало в свои руки гос. власть (напр. римские папы, далай-ламы в Ти­бете и др.; ср. Теократия).
Превратившись в особое сословие феодаль-:•-: го об-ва, Д. укрепляет свое привилегирован-:-: ~ положение: оно не несет ряда обществен-:::::■: повинностей (налоги, военная служба и др.), живет на поборы с членов остальных co­ir. Десятина), а также на доходы с i:x и др. имушеств и владений.
- оемена Д. получало поддержку и ма-.....помошь от гос-ва. I? капиталисти­ческом об-ве Д. переходит на содержание госу­дарства наряду с прочим чиновничьим аппара­том. Еще с первых веков своего существования О 0 :::лонии и др.) Д. начало скапли­вать в своих руках большие земельные и де­нежные богатства. Владения Д. особенно воз­росли в средние века. В конце средневековья, с возрождением денежной системы х-ва, бога-
М. С. 3. т. IV.


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.