131
ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ—ДУШИСТЫЕ РАСТЕНИЯ
132
57 семинарий и 183 духовных училища с более 50 тыс. учеников. Особо стояли руководимые духовенством начальные церковноприходские школы. Для подготовки католич. священников были особые Д. у. з.; протестантских священ­ников подготовлял гл. обр. богословский фа­культет Дерптского ун-та. В России существова­ли специальные магометанские и евр. Д. у. з. (см. Медрессе ,Мектебе ,Иешибот,Талмуд-тора).
ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ—название, которое дают себе многие русские сектанты: духоборы, молокане, скопцы, хлысты и др.
ДУХОВЩИНА—город, р. ц. 30, в 21 км от ж.-д. станции Ярцево; 2,7 т. ж. (1931). Кирпич­ный и 3 маслодельных з-да.
ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ—группа музыкаль­ных инструментов, звучащих при вдувании в них струи воздуха, которая приводит в коле­бание воздушный столб, заключенный в поло­сти инструмента. По способу возбуждения зву­ковых колебаний Д. и. разделяются на: а) с в и -с т я щ и е, или лабиальные,иб)языч-к о в ы е инструменты. В свистящих Д. и. (дуд­ки, флейты) вдуваемая струя воздуха сталки­вается с острым краем трубки или отверстия в инструменте; в язычковых (свирели, гобои, кларнеты, фаготы, волынки и т. п.) имеется приспособление для периодич. прерывания вду­ваемой в инструмент воздушной струи, состо­ящее из колеблющихся язычков или перепонок, пропускающих периодически малые порции воздуха в полость инструмента. В нек-рых слу­чаях (амбушюрные инструменты: трубы, рога) язычкового аппарата не имеется; его за­меняют приставляемые к устью инструмента сближенные и натянутые губы играющего, ви­брирующие при вдувании подобно язычку. Большинство Д. и. известно с глубокой древ­ности и распространено почти по всему земному шару. Многие из них в усовершенствованном виде вошли в соврем, европейский оркестр, в к-ром играют весьма важную роль.
ДУХОНИН, Николай Николаевич (1876— 1917)—рус. генерал, контрреволюционер. С сен­тября 1917—начальник штаба верховного глав­нокомандующего. 14/XI после бегства Керен­ского вступил в должность верховного главно­командующего. Связавшись с военными пред­ставителями Антанты, Д., готовя силы для борьбы с пролетарской революцией, отказался подчиниться декрету Совнаркома о предложе­нии перемирия на всех фронтах и 22/0X1 был уволен. 3/ХП (20/XI) был арестован в ставке в Могилеве и на вокзале убит вооруженными матросами.
ДУЦЗЮНЬ—название военных губернаторов в Китае до конституции 1923. Ср. Дубань.
ДУЧЕ (итал.—вождь)—титул, данный в со­временной Италии Муссолини.
ДУШ—гигиеническая и лечебная процедура, ■состоящая в воздействии на тело струи воды различной температуры и силы. Различают Д.: холодные (до 10°), горячие (до 50°), чередую­щиеся—то холодная, то горячая струя (т. н. hi о т л а н д с к и й Д.); с слабой и сильной струей (до 4—5 атмосфер давления); с непо­движной и меняющей направление струей. Д. вызывают механическое и термическое раздра­жение нервных аппаратов и кровеносных со­судов кожи, обусловливая (в зависимости от метода применения и вида их) различное дей­ствие—возбуждающее, успокаивающее, тони­зирующее и т. п. Гигиенические Д., не тре­бующие сложного устройства и обладающие
большой пропускной способностью, являются ценнейшим фактором личной и общественной гигиены. См. Водолечение, Бани.
ДУША—для первобытного сознания дика­рей призрак человека, отделяющийся от него во сне и при смерти и способный к самостоя­тельному существованию (см. Анимизм). В представлениях т. н. высших религий Д.—луч­шая, божественная часть человеч. существа, могущая приобщиться к «блаженной жизни* по разлучении с телом (иногда после ряда пред­варительных испытаний). По существу это является не чем иным, как утонченной формой анимистических представлений.
В идеалистич. психологии понятие Д. заим­ствовано из богословия. Психологи-идеалисты понимали Д. то как носителя (субстанцию) со­стояний сознания, то как причину психических явлений (мыслей, чувств, воли и др.), то как совокупность субъективных переживаний, как «внутренний опыт». Однако идеалистич. пси­хология не в состоянии избавиться от понятия Д., даже объявляя себя психологией без Д., так как не может научно поставить вопрос о взаимоотношении материи и духа. Из психоло­гов, стоящих на позициях вульгарного мате­риализма, многие рассматривали Д. как особо утонченную материю (Ламеттри и др.); сторон­ники бихевиоризма, рефлексологии, реактологии отказываются от этого понятия, но критику по­нятия Д. они дают далеко не полную и не всегда научную. Полное преодоление антинаучного поняТгия Д. возможно лишь с позиций марк­сизма-ленинизма. Ср. Дух.
ДУША РЕВИЗСКАЯ—единица податного об­ложения, введенная Петром I в 1718 в связи с установлением новой формы подати—-подушной, заменившей прежнюю подать с двора. Каждый мужчина, записанный в т. н. «ревизские сказ­ки», считался Д. р. Введение Д. р. явилось способом еще большей эксплоатации крепост­ного наев целях пополнения дворянской казны.
ДУШЕВНЫЕ БОЛЕЗНИ—см. Психические болезни.
ДУШЕГРЕЙКА—короткая безрукавная жен­ская одежда.
ДУШЕГУБКА — узкая, глубоко сидящая и легкая лодка с закрытым носом и кормой.
ДУШЕПРИКАЗЧИК—в дореволюционном на­следственном праве, не освободившемся от влияний церковного права и его терминологии, наименование исполнителя завеща­ния, т. е. лица, на к-рое завещателем возло­жено выполнение завещания.
ДУШЕ'Т—город, р. ц. Груз. ССР, близ ст. Д. Военно-грузинской дороги, в 58 км от Тифлиса; 2,7 т. ж. (1923). Экскурсбаза. Древний город.
ДУШИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА—органические соеди­нения характерного, б. ч. приятного запаха, применяемые в производстве парфюмерных и косметических изделий и пищевых продуктов (напитков и кондитерских изделий). Д. в. бывают продуктами растительного и животного происхождения (гл. обр. эфирные масла), при­меняются непосредственно или после химич. обработки. В поел, время природные Д. в. все в большей мере заменяются искусственными, получаемыми химич. путем из продуктов пе­регонки каменноугольного дегтя (т. н. син­тетические Д. в.).
ДУШИСТЫЕ РАСТЕНИЯ, или ар о м атич е-с к и е—растения, обладающие своеобразным запахом, зависящим от содержания в них эфир­ных масел, иногда вместе со смолами. Масла
1


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.