145
ДЮНЫ-ДЮРИНГ
146
дя свою отставку, вступил в тайное соглашение с австрийцами и пытался увлечь за собой войска для разгона в Париже Конвента и восстанов­ления конституционной монархии. Армия за ним не последовала, и он бежал в апреле 1793 в австрийский лагерь, предварительно аресто­вав и отправив туда же пленниками прислан­ных для надзора за ним уполномоченных Кон­вента. После ряда скитаний Д. поселился в Англии. Его измена очень ослабила положение связанной с ним Жиронды и ускорила паде­ние последней.
ДЮНЫ—песчаные холмы или гряды, возни­кающие под действием ветра в районах на­копления рыхлого песка, чаще всего по мор­ским побережьям или в пустынях. Д. бывают чаще изогнутой, подко­
ставитель искусства германского Возрождения как искусства торговой буржуазии. Сын золо­тых дел мастера, родился в торговом городе Нюрнберге. Д. был связан с кружком нюрнбергских гуманистов; в 1490 и около 1500 совершил два путешествия в Италию. Под влиянием итальянцев Дюрер перерабатывал в ду­хе рационализма эпохи Воз­рождения наследие поздней готики и реализма нидер­ландцев. В живописи, кро­ме замечательных портре­тов, изумительных по тонкости и чеканности рисунка (автопортреты, портреты Гольцшуэ-ра, О. Крелля, Муффеля и др.), Дюрер — ав­тор ряда картин на религ. темы («Поклоне­ние волхвов», «Четыре апостола» и др.). Богат­ство фантазии и мысли, четкость композиции и точность перспективы характеризуют его гравюры—на дереве («Апокалипсис» и др.) и на меди («Меланхолия», «Рыцарь, смерть [и дьявол» и др.).
Лит.: Вельфлип Г., Альбрехт Дюрер (рус. пер.), Мюнхен, 1923; Сидоров А., Гравюры Альбрех­та Дюрера, М., 1918; Чечулин Н., Альбрехт Дюрер» Петроград, 1923.                       
ДЮ'РИНГ (Diihring), Евгений (1833—921) — нем. философ и экономист. Созданная им со­циальная теория, направленная против Марк­са, пользовалась популярностью среди мелко­буржуазного берлинского студенчества. Резкие нападки Д. на главарей университетской науки, привели к лишению Д. права читать лекции. Этот конфликт усилил симпатии к Д. в левых. мелкобурж. кругах. Учение Д. нашло сочув­ственное отношение даже среди нек-рой части с.-д. Это вынудило Энгельса выступить в 1877— 1878 с самой резкой и решительной критикой Д.» ряде статей в «Форвертс», собранных затем в книге «Анти-Дюринг». Система Д. является набором «трескучих фраз с претензиями на пре­восходство и глубину мысли» (Энгельс).
Философские взгляды Д. реакционны и пред­ставляют смесь материалистич. положений с обрывками позитивизма (в духе Ог. Конта),. априоризма в кантианском духе и нек-рых эле­ментов гегелевской философии. Д. резко воз­ражает против диалектики Маркса. Категория противоречия, согласно Д., возможна только в комбинации мыслей, но не в мире вещей. В природе проявляется лишь «антагонизм сил,, противоборствующих друг другу». Мир коне­чен во времени и пространстве. Всякое движе­ние стремится к равновесию. Основной фор­мой энергии является механическая сила. Ма­тематический метод в науке выдвигается Д. как единственный метод достижения «неиз­менных истин».
Социологические взгляды Д. также метафи­зичны и реакционны. При анализе социальных явлений Д. исходит из представления об аб­страктно взятых двух индивидах, составляю­щих простейшее общество. Политические отно­шения^ не экономика, составляют, по Д., «ос­нову истории». Первоначальный фактор обще­ственного развития «надо искать в непосред­ственной политической силе». Теория насилия Д. является той теорией, к-рая была позднее развита социал-фашистами (Каутским и др.) в их борьбе с марксизмом.
В полит, экономии Д. исходил из взглядов, американца Кэри и Ф. Листа. «Политическую.'
направление ветра
вообразной формы или прямолинейные, рас­положены параллель­
ными рядами, склон, обращенный к ветру,—по­логий, подветреный—крутой. „Д. под действи­ем ветра непрерывно движутся, засыпая посте­пенно песком новые участки и превращая их в пустыню. Скорость движения Д. от 6 до 20 м в год. Д. широко распространены по побережьям Балтийского и Немецкого морей, Ладожского и Онежского озер, по pp. Волге, Оке, Днепру, в Средней Азии, в Сахаре (см. Барханы). Борь­ба с Д. осуществляется гл. обр. путем насажде­ния растительности, к-рая защищает песок от развевания.
ДЮПО'Н (Dupont), Пьер (1821—70)—франц. поэт, автор песен. Сын ремесленника, в юно­сти перепробовал ряд профессий: рабочего шелковой мануфактуры в Лионе, конторщика,
профессионального певца («шансонье»). Выступил на литературной арене в нач. 40-х гг. Д. был автором слов и музыки своих песен и их исполнителем. Находился под влиянием идей утопи­ческого социализма, отра­жая идеологию франц. ра­бочего класса на переходе от ремесленной стадии к
стадии промышленной. Вна­чале автор идиллических песен, он внес в идиллию резкие натуралистич. мазки; с се­редины 40-х годов выступил с социальным про­тестом, облеченным однако в сентиментально-элегическую оболочку, и все более переходил к изображению жизни рабочего класса («Песнь рабочих», 1846). В эпоху революции 1848 вы­ступает выразителем республиканских настрое­ний рабочих, не свободным однако от интелли­гентской реторики и не сознающим классо­вой сущности Февральской революции. После Декабрьского переворота Луи Наполеона Д. был приговорен к ссылке в Африку, но поми­лован и затем примирился со Второй импери­ей. На рус. яз.—Избранные песни (пер. под ред. В. Фриче).
Лит.: Предисловие В. Фриче к кн.: Дюпон П., ИзОраипые песни, М., 1923.                    Ал. Дробинский.
ДЮПРЕ' (Dupre), Жюль (1811—89) —франц. пейзажист из группы барбизонцев. В его пей­зажах чувствуются отклики романтизма; его излюбленные мотивы—гнущиеся под порывали ветра деревья, покрытое тучами небо, беспо­койный лет чаек перед бурей и т. д.
ДЮ'РЕР (Durer), Альбрехт (1471—528)—не­мецкий живописец и гравер, крупнейший пред-


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.